Мир красоты
О пользе работы с глиной высказывался еще Зигмунд Фрейд, считая этот материал напоминанием о безопасном материнском лоне.
Разминание глины возвращает нас к младенческим ощущениям, когда тактильный контакт был первым способом коммуникации и знакомства с миром, а изменения, которым подвергается глина в наших руках, символизируют процессы, происходящие в бессознательном: глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать – все эти действия отражают различные чувства и эмоции.
В результате снижается внутреннее напряжение, появляется более глубокое понимание себя и радость от жизни. Непосредственное взаимодействие с природным материалом обладает седативным эффектом — успокаивает нервную систему и даже дает возможность изменить некоторые убеждения.
В арт-терапевтических техниках из глины можно лепить метафорические образы своей проблемы, своих эмоций и чувств, свое настроение, свою болезнь, образ себя, своего обидчика и т.д. Вылепленную проблему можно подержать в руках, рассмотреть, а при желании разбить вдребезги и начать все заново.
СОВЕРШЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛИНЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.
То, что хочется усовершенствовать – совершенствуется. То, что стоит удалить – удаётся удалить в глине. То, что стоит переделать – переделывается.
Глина — один из самых чистых материалов (кроме воды). Высохнув, она превращается в порошок и легко смывается с рук.
Процесс работы с глиной в арт-терапии имеет общую структуру:
1. Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды.
Первым этапом будет соединение материала с водой и вымешивание. Само по себе знакомство с глиной – отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, всю кисть целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы… Смешивание глины с водой требует некоторого чутья пропорций. Глина может быть довольно сухой и малопластичной, или же наоборот – вязкой и слишком жидкой.
2. Мятье глины руками. Катание шара.
После смешивания глины и воды в подходящей пропорции, происходит «мятье», сминание, перемешивание, формирование первоначальной, достаточно однородной массы. Происходит контакт живой земли с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем.
Это способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия.
3. Формирование образов и форм.
Существует множество приемов работы с глиной
Лепка может быть осознанной («я хочу создать то-то») или неосознанной («я леплю, не раздумывая»),
с открытыми глазами, проверяя соответствие формы образу или с закрытыми, – доверяясь только осязанию. Таким образом происходит экстернализация внутренних, осознанных или неосознанных, образов, воплощение их в формы. Отдельное значение может иметь и расположение полученных форм в пространстве.
4. Диалог со свидетелем.
Терапевтическая работа с глиной, как правило, приветствует психотерапевта, преподавателя или другого участника группы. Другой может посмотреть на работу и дать, предложить свои ассоциации, описать наблюдения, чувства, дать предположения. Психотерапевт или преподаватель может помочь сфокусировать тему, с которой работает человек.
5. Трансформация форм и позиций.
В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживания процесса творения, может произойти его переосмысление. В этом случае возможна трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят свою форму.
Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития».
6. Пауза пребывания внутри «слепленного мира».
Еще один способ взаимодействия с созданными формами — это пауза принятия своего творения. Это время окончательного принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из чистой пластичной материи. Этот тот свой Космос, который был создан человеком из Хаоса в процессе творения. Потому каждый раз это творение отражает важный аспект природы человека, его переживаний. Это слепок его души.
Потому так важно побыть с этим столько, сколько нужно, чтобы затем вернуть стихии ее первоначальную форму.