КАК Я НОЧЕВАЛ В ЗАБРОШЕННОЙ ЦЕРКВИ

(история из путешествия)

Для тех, кто не читал начало отчета: в Камбодже есть местность в Слоновьих горах, называется Бокор. Высота около 1 км, никаких поселков, очень много старинных заброшенных зданий.

Одно из них — католическая церковь 1920-х годов. Оно находится в стороне от дороги, с трех сторон окружено лесом. Рядом кладбище, метрах в 50 — обрыв, с которого видно море и поселки внизу.

В этой церкви я и решил заночевать, т.к. спуститься вниз, к подножью просто не успевал. Наступала ночь, погода ухудшалась.

Когда я подъезжал к церкви уже дул сильный ветер и капал дождь. Я в одной майке и шортах, весь вымок, озяб. Дождь хлестал по шлему, а мне нужно было двигаться — стены церкви были моим спасением.

Подъехал к ней я около 6 вечера. Закат уже начался, тугие облака затянули небо, сумрачно.

Я уже писал, что не очень люблю, когда кто-то знает, где я ночую, поэтому к месту ночевки стараюсь уходить максимально скрытно. Так потом спокойнее спать.

Вот и сейчас, короткими перебежками, от куста к кусту, я уходил от дороги, ближе к церкви. Оглядываясь и прячась, когда какой-нибудь одинокий байкер проедет по трассе, ревя мотором и разрезая сумрак тусклой фарой.

Несколько минут и каменистая тропа пройдена. Дорога осталась позади, передо мной мрачное здание, покрытое рыжей плесенью. Башня с крестом, чернеющим на фоне закатного неба. Мощные стены, иссеченные временем и пулями. Узкие окна, как в крепости. Тишина, ощущение полного одиночества.

Осторожно захожу внутрь.

Здесь все так же, как было 3 часа назад — алтарь, статуя Иисуса, две потрепанные Библии на кхмерском языке, много свечей.

Невольно я перекрестился. Вот хотите верьте, а хотите нет. Как-то сразу во все верить начинаешь в такие моменты, когда ночь, суровые стены, а тебе здесь еще спать.

Поговорил с помещением шепотом, попросил принять на ночь. Затем прошел за алтарь, во вторую комнату. Ох, как же здесь темно — ни одного окна. Фонарик, выручил, конечно, но спать здесь точно не хочется.

Из второй комнаты прохожу в самую дальнюю, третью. Здесь чуть светлее — есть два узких окна, но на дворе ночь, так что толку от них не много. Впрочем, выбирать особо не приходится. Кидаю рюкзак на бетонный пол.

Становится жутко. Посещают мысли — а вдруг кто-то там сзади идет Быстрее выхожу на улицу — там лишь дождь, ветер пробирает до костей. Но людей нет, почти полностью стемнело.

Блин, теперь страшно идти обратно — вдруг кто-то зашел туда, пока меня не было Хотя, как он зайдет, если дверь только одна… Через окно

Гоню от себя эти бредовые мысли, но иду осторожно, с фонариком. Он скользит по желтым стенам, освещая все неровности и странные надписи на разных языках. Я иду медленно, тыкая фонариком в каждый угол — вдруг там кто-то притаился

Наконец, возвращаюсь в свою дальнюю комнату. Она казалась мне идеальной 3 часа назад, но сейчас тут просто не по себе. Чтобы убежать отсюда есть только узкая дверь в абсолютно черную комнату и два окна на улицу. Правда они высоковато…

Глупо, но начинаю примерять, как я буду выпрыгивать в окно, если что. Вот сюда поставлю ногу, ага.. Здесь зацеплюсь руками… Готово. Выглядываю в окно. Падать, вроде, не очень высоко. А куда бежать Направо, через кусты, к дороге, а там в километре отсюда я видел дома со светом. Туда, туда и бежать.

В общем, только лишь осмотрев все углы и продумав четкий план побега от бабайки и злых разбойников, я начинаю ставить палатку.

Непогода снаружи только лишь усиливается. Я слышу завывания ветра, но до меня от него доходят лишь легкие дуновения, больше похожие на сквозняк.

Палатку ставлю подальше от окон — вдруг ветер загонит через них дождь.

Велосипедом перекрываю дверной проем. Теперь ко мне нельзя зайти бесшумно, нужно передвигать велик, а от такого звука я точно проснусь. Хотя…

Для надежности беру три металлических колышка от палатки и укладываю их на багажник. Теперь, если кто-то захочет ко мне зайти — ему нужно будет сдвинуть велик. От этого колышки упадут на бетон и будет очень шумно. Я проснусь. Так… А дальше

Дальше нужно оружие самообороны. Нашел в углу кусок кирпича. Надо же, как он удобно лежит в руке Примерил как буду бить им кого-то — вроде бы грозное оружие, получилось. Кладу его в палатку, рядом с изголовьем своей «кровати».

Кстати, о кровати.

У меня нет с собой туристического коврика, есть обычный плетеный пляжный лежак. В этих широтах его, обычно, хватает.

Чтобы не замерзнуть, надеваю на себя всю одежду, которая у меня есть — футболку, две майки, шорты, штаны, короткие носки. Это все.

Руки остаются открытыми и это самая большая проблема. Они вечно мерзнут. Хорошо, что у меня есть с собой небольшой плед. Его подарили мне во Вьетнаме, другие велопутешественники.

Если бы не этот плед, я замерз бы еще 2 недели назад, в Далате. Ну, об это еще будет история. А пока вот — Камбоджа и заброшенная церковь.

Укладываюсь на лежак, накрываюсь пледом. Он такой узкий, что может закрыть либо левую, либо правую сторону тела. Тогда я ложусь на бок, накрываюсь им сверху. Почти нормально, правда остаются щели и в них малость дует, но терпимо, вроде. Что ж, можно спать.

Стоп. Я же палатку не застегнул. А надо бы… Но как Это, оказывается, самое страшное.

В детстве все мы прятались под одеялом, оно казалось нам отличной защитой от всякой там нечистой силы. Я думал, что палатка будет давать тот же эффект. Но нет…

Находясь в той церкви, хотелось иметь 10 глаз — чтобы все видеть, все чувствовать, ощущать комнату целиком. А палатка лишала меня даже двух глаз — я совершенно не понимал, что происходит снаружи.

Естественно, фантазия начала рисовать всякие ужасы.

— Сейчас я выгляну наружу, а там на стене черная человеческая тень…
— Сейчас я выгляну наружу, а там что-то белое в углу неподвижно стоит…

Да, вот такие вот мысли бывают у 30-летнего человека, который с палаткой уже второй год не расстается. Я описываю все это для того, чтобы вы поняли — никакой храбрости там не было. Я очень боялся, так же, как боялось бы большинство людей.

И все эти глупости, вроде освещения углов, колышков на багажник и плана побега через окно — все это мог придумать только воспаленный мозг испуганного человека.

Я и сам не знал, чего именно я боялся — привидений или людей, которые придут сюда, чтобы меня ограбить.

И то и другое, по сути своей, было чистым бредом. Особенно первое. Но все это понимаешь только находясь вне ситуации. При свете, в оживленном месте или у себя дома. Но там… Там я даже перекрестился, вот как психика меняется.

В общем, переборов свой страх я все же застегнул дверь. Оставлять ее открытой нельзя — тогда теряется сам смысл палатки. Внутрь может залететь/заползти какая-нибудь живность, да и драгоценное тепло улетает наружу. А под моим узким пледом в горах это тепло очень нужно.

Мне повезло, что в тот день я очень сильно устал и сон как-то быстро овладел мной. Уснул я около 7.

Проснулся же посреди ночи от мощного рева ветра. Я слышал, как он наваливается всем своим весом на неприступные стены церкви. Для нее, конечно же, все это были пустяки. И меня начало радовать, что я сплю здесь, за ее толстыми стенами. Потому что снаружи ночь в палатке превртаилась бы в кошмар.

Кстати, я сказал «среди ночи», но на деле оказалось всего 10 вечера. Это меня расстроило. Еще 8 часов до рассвета. Ночь только начинается…

— Надо бы выглянуть наружу, что там происходит

Расстегиваю дверь палатки, вглядываюсь в темноту и тело мое цепенеет от дикого испуга. Прямо передо мной, в 2 метрах в темноте стоит что-то белое, около метра в высоту. Не шевелится, чего нельзя сказать о волосах на моем теле.

Серьезно, у вас когда нибудь вставали волосы дыбом Оказывается, это не аллегория. Так бывает.

Слава богу, я быстро сообразил, что это был за белый предмет. Передо мной стоял велосипед, на руль которого я сам повесил полотенце, чтобы оно высохло за ночь.

Это полотенце и виднелось из темноты. А я уж спросонья подумал… Кстати, это полотенце меня еще раза три потом пугало. Никак я к нему привыкнуть не мог.

После этого происшествия я долго не мог заснуть. Еще и звуки эти. Тысячи звуков наполняли своды церкви. Я уже писал, что акустика внутри была просто нереальная.

Даже когда я просто переворачивался с боку на бок, то эхо усиливало эти микро-звуки, они улетали в дальнюю комнату, потом возвращались, и мне казалось, что это в соседней комнате кто-то шевелится.

Ну, а когда я намеренно бил кулаком по полу или тянул голосом: «Ууууу!», то эхо было просто шикарным. Звукорежиссеры фильмов ужасов позавидовали бы такой «фонотеке».

Кстати, на эхо я возлагал большие надежды. Я думал, что если услышу людей, которые будут сюда идти ночью, то я буду пугать их всякими страшными воплями, типа зомби или призраков.

Ну, Карлсон тоже так жуликов пугал на крыше, так что схема проверенная — работает.

Ближе к 12 я снова заснул, а проснулся в 3 часа уже от того, что замерзаю. Температура резко упала. Казалось, что на улице было градусов 16-18, не больше. Футболки и пляжный лежак — это не лучшее, на чем можно спать в таких условиях.

Чтобы не застудить хотя бы некоторые части тела, я положил под грудь пустой рюкзак, а под живот и ноги — полотенце, которое висело на велике. Стало теплее, но не надолго.

Температура стремительно падала и в 4 часа ночи я понял, что уже не могу просто лежать — слишком холодно. Нужно двигаться.

Я встал, открыл палатку. Велик все также стоял на своем месте. За окнами чернела ночь. Я укутался пледом и решил пойти на улицу. Эти стены слишком сильно давили на меня, хотелось уже поскорее выйти отсюда.

На улице, на удивление, оказалось теплее, чем внутри. Только вот ветер — из-за него было очень зябко. Хорошо, что дождь кончился.

Я поднялся на холм, под которым стояла церковь. На этом холме и находился тот самый обрыв, с видом на море и поселки внизу.

Подойдя к краю, я снова замер. Но, на этот раз, не от страха, а от восторга. Картина передо мной открылась просто шедевральная.

Представьте, ветер разогнал все тучи и небо стало абсолютно чистым, черным и глубоким, каким оно и бывает в горах. На этом черном небе рассыпаны тысячи звезд — ну, все мы это видели, хоть раз.

Но самое главное не это, а то, что передо мной лежало море. А в этом море, как звезды на небе, были рассыпаны рыбацкие лодки. И каждая из них светилась своим маленьким огоньком — точно, как звезда. Отличить невозможно.

И вот, вообразите: у вас звездное небо над головой и под ногами тоже звездное небо! А между ними не видно границы. Трудно сказать, где небо, а где море, где звезда, а где лодка.

Это нереально описать, ты как будто в космосе стоишь — со всех сторон святящиеся точки на черном фоне. Как я хотел все это сфотографировать, но фотоаппарат остался внизу, в той мрачной комнате и возвращаться туда мне не очень хотелось.

Я нашел место, в котором маленькое деревце защищало меня от ветра. И на этом самом месте, закутанный в плед, я простоял с 4.30 по 5.50 утра. То есть, почти полтора часа.

Все это время я ждал, пока настанет рассвет, чтобы с первыми лучами солнца собрать палатку и поехать побыстрее вниз, в тепло, к людям.

По моим расчетам, рассвет должен был бы начаться в 5.20. Но даже в 5.30 небо не думало светлеть.

Как же я ждал Солнца. Мне уже надоело стоять на этом холме и периодически приседать, чтобы не замерзнуть. Но идти обратно в ту комнату мне хотелось еще меньше.

Озабоченно я смотрел на часы и вдруг меня посетила пугающая мысль:

— А что если Солнце сегодня не взойдет

Я не знаю, приходит ли такие мысли вам, лично мне она пришла впервые. В 5.30 утра после беспокойного сна на бетонном полу.

И ладно бы она просто пришла, но я в нее поверил. Реально, на пару минут я поверил, что Солнце сегодня просто не встанет. 1,5 триллиона раз вставало, а вот сегодня все. Катаклизм, загадка природы — Солнце не взошло.

Я начал думать: «А как же теперь без Солнца будем жить Холодно ведь станет И есть ли у меня батарейки в фонарике Мне же без Солнца будет темно теперь вниз спускаться»

На самом деле, сейчас я понимаю, что это был просто бред человека, находящегося на грани между сном и бодрствованием. Знаете, так бывает. Ты, вроде, не спишь, глаза даже открыты, но сны тебе приходят наяву.

Я так однажды человека гладил по животу, думал что он айфон, пытался на нем фотки листать. Ну ладно, это уже другая история.

Короче, около 5.35 утра край неба начал светлеть и я превратился в самого счастливого человека на свете. Еще бы, ведь я единственный, кто в тот день избежал катаклизма планетарного масштаба.

— Ура! Оно все таки взойдет!

Ближе к 6 утра стало уже достаточно светло. Я вернулся в свою комнату. Теперь она казалась очень даже приветливой. И так смешно выглядели колышки на багажнике.

Собрав все вещи и упаковав рюкзак, я спокойно вышел к алтарю. Искренне сказал спасибо за то, что приютили. Если бы я сам себя не накручивал и имел теплый спальник — ночь была бы идеальной.

От церкви до подножья нужно было проехать ровно 30 километров по серпантинам. Светило яркое Солнце, мне было очень жарко. Я просто катился вниз, не вращая педали, а на лице моем светилась улыбка, иногда переходящая в дикий хохот — я вспоминал прошлую ночь и потешался над собой.

Больше фото из той местности здесь:
#Камбоджа_2017@pobeg11

Ваш комментарий