Мир красоты
Высокомерие выглядит несимпатично снаружи (задранный нос, выпяченная нижняя губа, закинутая вверх голова – такая карикатура на гордость) и одиноко внутри. Высокомерное выражение лица останавливает всякое желание приблизиться и подружиться, а переживание высокомерия внутри ведет к гордому одиночеству Печорина. Быть уличенным в высокомерии неприятно, а в некоторых ситуациях, например среди людей, стремящихся к общему равенству и справедливости, даже опасно. Но если в природе есть такое явление, если есть слово, его обозначающее, то стоит поискать и задачи, которым служит это переживание. Может быть, это поможет нам быть более устойчивыми и свободными при встрече с «Габсбургами» и «Наполеонами» и с большим пониманием относиться к собственным наполеоновским замашкам.
Я не стану рассматривать личностный смысл высокомерия: каждый из нас без особых усилий может обосновать, чем он прекраснее всех остальных в тот или иной момент. Лучше буду рассматривать функции и задачи высокомерия.
Детство: конфликт между двумя силами
Предлагаю начать с самого детства, когда человек быстро растет, становится сильнее, крепче, выносливее, постоянно обучается новым вещам, становится умнее и умелее. Освоение некоторых действий происходит легко и естественно, а другие вещи требуют определенных усилий и самоконтроля, особенно вначале. Пользоваться горшком сложнее, чем памперсом, есть макароны вилкой требует больших усилий, чем воспользоваться рукой, а чтение книги может изрядно измучить, прежде чем получишь от нее хоть какое-то удовольствие. Да и само прямохождение требует усилий всего тела, усилий воли и духа, чтобы не встать на четвереньки или хотя бы не сутулиться. И человек оказывается в точке между теми, кому все это дается легко и просто, кто уже владеет секретами культурной жизни, – с одной стороны, и теми, кому и без этой культуры, и без этих усилий хорошо живется, непросвещенными дикарями – с другой. Ребенок обнаруживает себя между взрослыми, которые уже ассимилировали культурные модели поведения, идентифицируют себя с ними, и младшими детьми, которые еще не освоили эти модели и легко могут вести себя более непосредственно. В поле зрения ребенка оказываются две притягательные фигуры: умелый идеальный старший, носитель культурной модели поведения, и свободный младший, не обремененный усилиями и ограничениями. И вот ребенок оказывается в ситуации конфликта между двумя силами: желанием совершить действие простым и естественным образом (например, зарыться в мякоть арбуза с головой, немедленно сообщить о своих эмоциях громкими радостными воплями, локтем и пяткой отогнать от добычи конкурента…) и стремлением мобилизовать волю и действовать в соответствии с культурным образцом. До тех пор, пока этот культурный способ действия не ассимилирован ребенком, пока он только учится, ему требуется много специальных произвольных усилий, чтобы удерживать идеальную модель поведения. Необходимо задействовать какой-то способ отделить, отграничить себя от соблазнительного способа поведения, с которым еще недавно ребенок себя идентифицировал. И тут на помощь приходит первичное высокомерие старшего перед младшим: «не подходи ко мне» (или «пусть он отойдет», «маленьким сюда нельзя», «я буду первым»). Задача ребенка – организовать пространственную и временную дистанцию, не оказаться одновременно и рядом с тем, кто демонстрирует более «примитивный», «устаревший» способ поведения. Чем ближе к самому ребенку оказывается этот способ действия, тем яростнее происходит отвержение младшего. Аргумент взрослых «Ты ведь сам только недавно так же делал» приводит ребенка в стыд и ярость, так как эти примеры подрывают основы его новой идентичности, основанной на новых культурных моделях поведения.
И начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть с того времени, как ребенок начинает активно и достаточно осознанно участвовать в обучении себя, когда он пытается ценить свои достижения и гордиться ими, высокомерие по отношению к одноклассникам позволяет вознаграждать себя за усилия, потраченные на то, чтобы ровно писать, спокойно сидеть, когда на самом деле телу хочется бегать или лежать на парте, а мысли тоже где-то далеко. Высокомерие оказывается эффективным инструментом самоподдержки, когда ребенку недостаточно доступных ему способов регулирования нагрузки, признания, утешения, восхищения: всего того, что ему необходимо для продолжения работы по самоокультуриванию.
Подростковый возраст: освоение взрослых ролей
И в подростковом возрасте мы можем наблюдать проявления высокомерия, связанные с освоением взрослых ролей. Кто-то зарабатывает деньги, кто-то может всех завалить одной левой, кто-то краше всех на свете. В этот момент снова невозможно позволить себе оказаться вместе с младшими, хотя соблазн слияния с более простым и безопасным способом существования велик. В этой точке роста невозможно получить привычную поддержку от младших через слияние, растворение в родной группе, потому что для этого нужно признать себя таким же, как они, – детьми, непосредственными, в какой-то степени бесполыми, зависимыми. А для того, чтобы получить от младших поддержку в форме восхищения, уважения, послушания, нужно отделиться от них и утвердиться в новом статусе. Полноценное признание от старших также недостижимо, потому что еще не дотягиваешь до их уровня, еще не совсем взрослый, не совсем мужчина, не совсем женщина, не совсем независимый. В то же время осваиваемый способ поведения (сексуального, профессионального, социального и ментального) чрезвычайно важен для собственной идентичности («я достоин уважения»), поэтому возникает потребность в таком ресурсе, как самоподдержка.
Высокомерие как способ защиты своих ценностей
Во взрослой жизни тоже бывают ситуации, в которых люди защищают чувство собственного достоинства при помощи отдаления себя от других людей, утверждения своих ценностей как значимых и важных. Например, оказавшись в ином культурном пространстве, когда правила и традиции большинства отличаются от норм и традиций одного человека, семьи или группы, и для сохранения этих норм необходимы границы и дистанция. Так, в некоторых ситуациях манера людей мыть руки перед едой, читать молитву или говорить «спасибо», читать книги или носить чистую одежду могла восприниматься как проявление высокомерия и чванства. Странная привязанность к вишневому саду непонятна, нелогична, но без этого жизнь некоторых странных людей теряет свой смысл.
При этом, конечно, у высокомерия есть существенное неудобство – оно создает довольно жесткий каркас, который не подпускает человека близко к другим, даже когда в них есть реальная нужда. Не позволяет воспользоваться помощью или советом от «младшего по званию». Часто не позволяет даже признать необходимость в поиске другого способа поведения. Так что при встрече со своим или чужим высокомерием у нас есть выбор: обращать внимание на скрытые за этим высокомерием ценности и искать для них уважительное и бережное отношение к себе – и тогда мы можем найти путь к взаимопониманию. Или сосредотачиваться на самом проявлении высокомерия и поддерживать дистанцию.