Мир красоты
Мы приходим, например, с работы, нас довел начальник, но на начальника мы не наорали (себе дороже), а тут дома у ребенка бардак уже третий день. Два дня нас это не мучило, но сегодня нам этот бардак, конечно, бросается в глаза, и ребенок получает по полной. Мы кричим ему: «Третий день носки лежат посреди комнаты, огрызок не выбросил, что такое»
Маленький ребенок реагирует испуганно, постарше – недоуменным взглядом: «Что такое случилось с мамой Подумаешь, лежат носки три дня, но почему именно сегодня-то такие вопли» Потом, когда вы успокоитесь, скажите: «Извини, это меня на работе вывели. Но носки убери все равно, конечно».
Если вы начнете хотя бы временами осознавать, останавливаться, брать ответственность за то, что разозлил вас на самом деле не ребенок, то он тоже будет знать, что такое бывает в жизни, что кто-то напускает на нас свою злость, хотя она не по адресу. Дети начинают чувствовать, что эта злость направлена не на них.
Мой сын это чувствовал, приходил ко мне, внимательно смотрел на меня, говорил: «Злая», — отворачивался и уходил. Потом приходил через 5 минут, присматривался и говорил: «Все еще злая», и тоже уходил, он ждал, пока я приду в норму. То есть учился считывать мое состояние и понимал, что это я принесла что-то с работы, это не про него.
Мы иногда можем прямо говорить: «Мама сейчас злая, все в укрытие, все отошли, если не хотите получить, все сидят тихо, мама сейчас успокоится, и будет вам счастье». Так ребенок понимает, что живая мама – бывает и злой иногда, и это можно пережить.
Ирина Млодик,
психолог