Рассказ о посещении того самого участка стены.

Что можно сказать о Великой Китайской стене
Нам достался адрес на дикую часть стены.
Дикая она для властей, местное население по полной эксплуатирует наследие предков. Вокруг уличные торговцы, лавки, постоялые дворы, закусочные. Чтобы попасть из деревни на стену нужно пройти по дамбе и с дамбы на тропинку, ведущую к стене . На тропинке сидит китаец под зонтиком и с табличкой. На белой фанерке красной краской надпись «проход 5 юаней»(на китайском, конечно). 1 юань — 10 рублей.
Посещение официальной, облагороженной части стены, за которой следят власти — 45 юаней, на неё можно придти, посмотреть и уйти. Отдать же 5 юаней и делать на стене что хочешь и сколько хочешь — не жалко.
Заплатили китайцу, прошли вверх по тропинке до подножия стены, потом вдоль и оказались у сторожевой башни.
К окну башни приставлена железная лестница. Лестница грубая, сваренная из труб, видимо, местным населением.
Поднялись. Первая мысль, когда снимаешь рюкзак и подходишь к окну башни, что вот так же, как и я, несколько веков назад на этом месте стоял китайский солдат, смотрел в окно, ему открывался этот же вид, что и мне сейчас, вид, который не менялся сотни лет.
Стена ползёт по вершинам гор. С одной стороны она заканчивается и упирается в реку, с другой скрывается за хребтами.
Стена рушится, целым был кусок километра в 2.
В планах было пройти три-четыре башни вверх, найти место под палатки и заночевать.
Ширина стены где-то метра 4-4,5 , местами сужается до 2,5-3, где-то кирпичные перила есть, где-то нет.
«Пол» стены то ровный, гладкий, то ступенями. Ровная поверхность меняет градус наклона от 0 до 60.
Когда поднимаешься под максимальным углом, в голове крутишь вопрос, почему инженеры отказались на этом отрезке от ступеней
Ступени на стене разные: то большие, высотой 40 см, то маленькие по 10, то плоские и глубокие, то мелкие и короткие.
Как по этой стене бегали солдаты — вопрос. Было одно место, где по ступенькам нужно было взбираться почти отвесно, как по стремянке.
Как я говорил, стена крутая, подниматься по ней непросто. После двенадцати солнце начинает равномерно пропекать тебя со всех сторон.
Встретили нескольких французов и пару китайцев.
Поднимались мы с рюкзаками несколько часов, дополнительно взяли еды, воды на сутки, я ещё нёс в руках тряпичную сумку с дыней, которая путешествовала с нами уже несколько дней, которой нас угостил дальнобойщик, которую мы хотели съесть на стене на завтрак, которую я проклял.
Мы поднимались интервалами. Несколько минут взбираемся до ровной поверхности, снимаем рюкзаки, несколько минут отдыхаем.
Что стоит говорить о видах, которые открываются со стены на горы, реку, деревню внизу… Всё маленькое, игрушечное, лес на горах как мох.
Когда долго поднимаешь вверх под полуденным солнцем, во время остановки тебе хочется подойти к краю стены и прыгнуть вниз в густую прохладную зелень, или разбежаться и сигануть в озеро, которое виднеется у дамбы.
На стене растёт трава, сорняки, кусты. Ступеньки и перила крошатся, где-то отдельно лежат кирпичи.
Есть участки в прекрасном состоянии, есть сильно обветшавшие.
Сторожевые башни внутри расписаны надписями «здесь был я».
На одном из участков мы нашли каменный карман, поставили палатки в нём.
Свою я установил так, что из выхода открывался вид на горы, за которыми скрывается стена.
Вокруг стены местность дикая, ночью лес живёт, дышит, двигается, по стене бегают белки.
Деревенские постройки далёко, свет от домов слабый, поэтому ночью, когда лежишь на спине и смотришь в небо, тебе открывается великолепная панорама на звёзды, луну, Млечный Путь.
Перед сном я поднялся в одну из башен, сел, представил, как в этом месте давно ночью так же дул ветер, из стен торчали масленные светильники, солдаты жгли костёр, чтобы согреться, в углу стояло оружие, шёл разговор, может быть, жарили мясо, кто-нибудь смотрел в окно.
Утром мы дошли до последнего целого участка. Именно на него нужно было карабкаться, как по стремянке.
Конечная верхушка была похожа на башню, но оказалась большой гладкой площадкой. Там мы съели дыню. Дыня оказалась пресной.
К одиннадцати мы собрались и пошли обратно, пока солнце не начало жарить.
Навстречу двигались группы туристов. Видимо, дела у китайца под зонтиком идут неплохо.
Мы осторожно спускались вниз, вверх на перегонки бежали Китайские школьники.
Одна девочка остановилась и спросила:
⁃ Hello. Where are you from
⁃ Russia. And..Where are you from
Девочка ничего не ответила и убежала.

Стена оставляет о себе сильное впечатление. Чтобы построить подобное сооружение на горах, где нет постоянной ни в размерах, ни в прочности породы нужны были нечеловеческие усилия и, конечно, жертвы.