Мир красоты
Периодически в своей работе я сталкиваюсь с идеей о том, что надо «простить» родителей.
В этой идее есть доля правды — сложно не заметить, что, когда человек кого-то прощает (по сути — прекращает обвинять), это действительно часто сопровождается чувствами облегчения и ощущением большей внутренней гармонии. Каждый хотя бы раз ощущал это изнутри, но иногда это можно наблюдать в людях и со стороны.
Проблема здесь в том, что если человек продолжает кого-то обвинять, это означает очень простую вещь — что он еще не успел переработать, осмыслить и уложить внутри чрезмерно эмоциональный материал, оставшийся от отношений с этим человеком. На этом этапе нельзя просто так взять и перестать кого-то обвинять — для этого нужно провести серьезную душевную работу и очень часто — еще и получить внешнюю поддержку и валидацию своих переживаний. Он начинает заниматься подавлением и имитацией хорошей мины приой игре — терпения хватает на пару дней, а дальше человек заходит на следующий круг обвинений.
Каждый раз, когда кто-то кого-то искренне простил и испытал облегчение, это произошло не потому, что человек совершил какое-то большое усилие воли. Это происходит потому, что человек смог по-настоящему поставить себя на место своего обидчика (абьюзера) и увидеть, что тем руководили его собственные болезненные точки. А это в своей очереди возможно лишь тогда, когда в достаточной степени переварен эмоциональный материал, который раньше заставлял этого человека обвинять.
Это переваривание происходит у людей очень по-разному: у кого-то в искреннем разговоре с друзьями и близкими, у кого-то наедине с собой, у кого-то — в диалоге с богом, у кого-то — в психотерапии. Чаще всего, чтобы кого-то простить, нужно вале этого кого-то хорошенько, по-настоящему, с максимальной поддержкой пообвинять, позволяя себе ощущать всю глубину, полноту, разнообразие и амбивалентность своих чувств к этому человеку.
Но есть такие вещи, и такие люди, которых вполне нормально не прощать никогда. И это тоже часть жизни.
©Андрей Юдин