ГРАНИЦЫ СТЫДА

ГРАНИЦЫ СТЫДА То, что я сейчас напишу о стыде, не так давно перевернуло во многом мой взгляд на это чувство. Ведь обычно в психологической литературе мы встречаем описание стыда как чего-то

То, что я сейчас напишу о стыде, не так давно перевернуло во многом мой взгляд на это чувство. Ведь обычно в психологической литературе мы встречаем описание стыда как чего-то однозначно негативного, от чего хорошо было бы обязательно избавиться. И, кажется, мы кое-что упускаем, подходя к этому таким образом.
По сути, каждый из нас, начиная себя осознавать, будучи еще маленьким ребенком, входит в реальность, где, отныне ему будет знаком стыд. Это вовсе не означает, что к этому моменту меня кто-то травмировал и я испытываю так называемый токсический стыд, а это значит, что я начал дифференцировать себя от остального мира, у меня появилось собственное и интимное. И именно своего рода шторками, завесой, вуалью становится мой стыд. Здесь хочется вспомнить библейский эпизод из книги Бытия, когда Адам и Ева, ослушавшись Бога и вкусив с древа познания,стали прятаться от него и облачаться в одежды, которые они до того не носили, они были нагими. Так же и ребенку до того момента, как он начинает ощущать себя отдельным, безразлично одет он или голый, смотрят на него в момент наготы или нет, он как бы слит с миром — с мамой, с природой, с человечеством в неком счастливом блаженстве. Итак, стыд приходит, чтобы отделить мое от чужого, сделать персональное не таким открытым и видимым для другого и других. Оградить то, что должно быть сокрыто от чужих глаз.
Таким образом, стыд и создает для нас границы, точнее он как стражник дает себя ощутить на этих границах нашего собственного, если они нарушаются изнутри или снаружи. Да, именно так — нарушить границы стыда можно не только снаружи, но и изнутри. Стыдить извне — значит вмешиваться в это сокровенное внутреннее, которое сокрыто. Это как сорвать нежную вуаль, покрывающую ту часть нашего мира, которая не должна быть доступна никому, кроме меня самого, то есть сокрытое. Сокрытым может быть просто нечто ценное, что мы не готовы открывать, а так же что-то, что мы воспринимаем в себе как неполноценное, ущербное, как недостаток, немощь, рану, ошибку, неудачу, несоответствие. И только я сам могу стоять здесь перед собой и позволять (ито невсегда!) себе видеть это. Чужие глаза здесь невыносимы!
Поэтому так больно, когда нас стыдят. Стыдящий входит в то интимное, что я хотел бы утаить и распахивает эту границу, эту дверь стыда.
Границу стыда, как я уже сказала, я могу нарушить так же изнутри. Это происходит, когда я не соотношу с собой что, где, кому и в каком объёме я открываю. И причины такому поведению могут быть разные — от невозможности быть с собой наедине, недостатка глубинного внимания, когда я живу с постоянным дефицитом и жажду быть увиденным, услышанным хоть кем-нибудь без разбору, но так же это может быть от того, что я не знаю себя и не чувствую эти свои границы стыда, я с собой рассогласован. Помните это ощущение неловкости, когда я был чрезмерен в откровениях с кем-то или когда я был пьян, а на следующее утро узнаю, что я вел себя таким образом, что люди увидели обо мне очень много, и теперь оно открыто и назад этого не вернешь. Эти примеры как раз отражают как работают нарушенные изнутри границы стыда. И здесь очень важно будет учиться этой уместности, которая приходит из самоценности. Я ценен для себя, поэтому я не могу срывать все свои покровы перед людьми, которым я не доверяю или не могу доверить так много.
Итак, стыд возникает там, где нарушаются границы нашего собственного — мной самим или другим человеком. Иметь стыд означает, что я нахожусь внутри границ, охраняемых собственным стыдом и вне таких границ другого человека. Далее, я напишу о том, что необходимо для контакта между мной и другим, для того, чтобы эти границы стыда не нарушались.
Лена Кузьмина

.

Ваш комментарий