Мир красоты
Самое главное в жизни что
Правильно, найти призвание, и такую работу, чтобы была только в радость. Тогда можно не работать ни дня в своей жизни! — говорят нам многочисленные паблики по поп-психологии и цитаты великих людей.
Искать работу, чтобы не работать кажется мне довольно абсурдной затеей. Как и само понятие призвания или предназначения.
Начну с философии. Если очень упрощать, то есть два способа смотреть на мир. И каждый из них — о причинно-следственных связях.
Первый весьма почтенный. Он восходит к религиозному сознанию, был вскормлен Возрождением. Суть его в том, что мир конечен, даже герметичен, познаваем, имеет ясные причинно-следственные связи.
Чума случилась потому, что ведьмы наслали. Король правит нами потому, что таков божественный закон. Мой отец пахал землю, и я буду ее пахать, круг событий никогда не изменится. Все происходит не просто так, у господа или природы есть для нас план, а у событий — смысл и прямая причина.
Особенно бурно это взгляд расцвел в конце 19-го, начале 20-го века, на волне развития науки и индустриализации. Тогда казалось, что мы вот-вот поймем все законы мироздания, проклятущая неопределенность станет понятной, логичной и мы найдем ответы на все вопросы.
И поиск призвания родом именно отсюда. Если все упорядочено и продумано, то для каждой вещи и существа есть свое место. И задача человека — понять законы и правила игры, и разгадать загадку, найти и занять это свое место. Заранее для него созданное, предназначенное именно для него.
Это довольно оптимистичный взгляд на мир. Он снижает тревогу, ведь у кого-то есть план, кому-то не все равно. Можно понять правила и играть по ним, чтобы выиграть. Именно в этом я вижу причину такого бурного роста конспирологических теорий во время коронакризиса — это способ снизить панику, сказать себе, что кто-то в этом хаосе неопределенности держит руку на пульсе, контролирует его, пусть даже это злая воля.
Но вместе с тревогой, такой взгляд лишает человека свободы выбора. Ведь правила написаны кем-то другим, все уже решено. Делай как велено. Чума пришла из-за ведьм, ты ничего не можешь сделать. Король правит нами потому, что таков божественный закон, где тебе тягаться с богом Вот, кстати, твоя пашня.
Это ведет к выученной беспомощности, состоянию спеленутого младенца, пассивному ожиданию, что придет добрый родитель и скажет, что делать.
То, для чего ты предназначен. К чему ты призван. Если посмотреть внимательнее, то эти глаголы — пассивного залога, то есть предполагают действие совершаемое НАД субъектом, а не им самим.
Есть и второй взгляд на мир. Он довольно мрачный, депрессивный и при этом потрясающе жизнелюбивый. Он говорит о том, что нет никаких правил. Мы приходим в этот мир в одиночестве, и в одиночестве его покидаем. Начал эту шарманку Серен Кьеркегор, который говорил, что лучшее, что мы можем сделать для человека — это сделать его тревожным.
С этой точки зрения, мы толпа муравьишек, которые несутся сквозь холодную вселенную на каменном шарике. Мы причудливые формы, которые принимает Жизнь, текущая сквозь нас, и вся наша забота — выжить самим и продолжить эволюционную гонку.
Нет для нас особого места, в которое мы попадаем после смерти, если хорошо себя вели. Ни у кого нет для тебя специального плана и до тебя дела. Мы конечны и уязвимы. Мир вокруг хаотичный, бессмысленный, несправедливый.
В общем, жила была девочка, сама виновата.
Но у него есть неожиданная, мощная и позитивная сторона. Отсутствие четких правил, в основном, означают, что ты можешь создавать собственные и им следовать. Что ты можешь выбирать, кем тебе быть.
Сартр говорил — мы не то, что с нами сделали. А то, что мы сделали с тем, что с нами сделали.
Ты можешь занимать по отношению к себе активную позицию. Выбирать, чем заниматься. Справляться со сложностями.
Так и что же с предназначением и поиском своего призвания
Не имеет смысла их искать. Чужие представления о прекрасном так и останутся пустыми, если вы их не наполните своими попытками, удачами и провалами.
Смысл есть только, если их
СОЗДАВАТЬ.
© Наталия Власевская