Мир красоты
Интересно, какая мотивация заставляет десятки тысяч взрослых русскоязычных представителей интернет-аудитории высказывать свою моральную позицию по каждому, самому ничтожному и отвлеченному инфоповоду
На самом деле все просто 🙂 Кто-то из отцов-основателей психотерапии (по-моему Фрейд) сказал: «Невроз — это неспособность переносить неопределенность». Мысль, в общем-то, очевидная. Чем более зрелая у человека психика — тем лучше он переносит неоднозначность, непредсказуемость и неопределенность окружающего мира, не пытаясь перекроить его в упрощенное «Спокойной ночи малыши». И наоборот — чем менее зрелая психика, тем чаще и сильнее ее обладатель стремится расщепить любые сложные оттенки на доступное детскому сознанию черное и белое, не оставляя ничего непонятного и оттого пугающего посередине. «Солнечному миру — да! да! да! Ядерному взрыву — нет! нет! нет!» — истинный гимн тяжелого невроза.
Как бы морализаторство не маскировалось под заботу о ком-либо, в нем всегда есть привкус лжи и трусости. Истинный посыл морализатора: «Мне страшно и невыносимо жить во взрослом сложном мире разных культур и многомерных мнений, поэтому я сбежал в безопасную песочницу, сел на белого деревянного коня. Вот сижу теперь красивый и умный и вас с собой сюда зову. Не нравится — можете отписываться».
Морализатору всегда плевать на то, что он защищает (или крушит) — на самом деле его заботит лишь предательский треск его песочницы, с трудом выдерживающей каждое новое столкновение с реальной жизнью.
Одно из главных отличий зрелой личности от инфантильной — отсутствие опоры на моральный костыль. Зрелый человек опирается в первую очередь на себя, свои чувства, свою интуицию: ему не нужно ни искать, ни создавать костыли в виде ясных и однозначных систем моральных координат. Он сам себе ум, честь и совесть — что не мешает ему выглядеть высокоморальным в глазах других людей. Просто его «моральность» является не результатом усилий или самопринуждения, а результатом трезвого и здорового взгляда на мир и свое место в нем.
Инфантильной же психике всегда нужен костыль. Мир прост, дважды два четыре, Ленин жив, мы за все хорошее и против всего плохого. Все, что угодно, лишь бы не оставаться в неопределенности, лишь бы чувствовать себя частью большой и сильной стаи, готовой на любой вопрос дать однозначный ответ: «да» или «нет», а при необходимости и дать по морде инакомыслящим.
Нравится это кому-то или нет, мир сложен. Мир бесконечно сложен. И человек сложен. Мы что-то знаем о человеке, о его психике, но чем больше мы знаем, тем больше возникает новых открытых вопросов. И самые большие глупости в (и об) этом мире чаще всего говорятся с преамбулой: «На самом деле все просто».
Андрей Юдин