Ненавижу людей, которые из-за собственных комплексов \»жалеют\» других за их внешность или черты характера

\"\"

Это я злюсь на тех, кто заботливо пытается разгладить чужие морщинки лица и души, когда их никто об этом не спрашивал. А косметологи и психологи предлагают все исправить, будто это недостатки!!!
Хорошо, что мне не предложили поменять форму лица, тебе — нарастить, наконец, волосы, а еще-кому-нибудь — сделать липосакцию. Избавить нас от нас. А то вдруг мы кому-то такие уродки не понравимся.
Самое страшное, что ступить на этот путь — страшный риск не остановиться, а замечать и хотеть исправить все новые недостатки».

Уже несколько дней думаю над этим сообщением от моего друга. Думаю как специалист, как человек, думаю о клиентах и о себе лично. Не поддерживаю ли я, как психолог, этот не осознаваемый взгляд клиента на себя как на проблему, которую нужно исправить. Есть ли этот привкус в моем собственном отношении к себе? Когда я сама много лет назад шла в анализ, не с этой ли идеей я входила в кабинет к своему аналитику: «исправь меня, помоги починить, и тогда я стану нормальной». Все так и было. От этих воспоминаний во рту появляется привкус горького сочувствия и теплая гордость в груди о длинном пройденном пути.

Наверное, до сих пор, самым важным мотивом выбора профессии психолога, на мой взгляд, является желание разобраться в себе. Многие вместо того, чтобы «лечиться» идут «учиться». Благо профессиональное обучение все же предполагает период знакомства с собой. И я не против такого расклада, более того, я верю, что психолог именно тем и работает, что исцелил в себе. Ничего другого у нас нет.

Позиций специалистов в психотерапии много. Крайние из них могут звучать следующим образом. Одни психологи смотрят на клиента как на объект = набор деталей, одна или некоторые из которых поломались и их надо заменить. Плохое убрать, хорошее вставить и все заработает как надо. Многие клиенты относятся к себе так же механистически. Возможно, этот взгляд иллюзорно дает хоть какую-то ясность, а значит, способен снизить тревогу.

Другие коллеги предлагают клиенту просто принимать все, что с ним происходит и избавиться от желания это исправить. И бытовое понимание этого процесса так вульгарно искажено, что напоминает анекдот: «вы перестали мочиться? Нет! Но теперь я горжусь этим».

Если в жизни человека происходит что-то, к примеру, панические атаки или тревожная депрессия, что снижает качество его жизни, ограничивает его – просто принимать – звучит как издевательство.
Некоторые симптомы действительно помогают человеку избавиться от непереносимой неопределенности мира, от столкновения со своей уязвимостью, от страха свободы, и одиночества, на которые мы все обречены по факту рождения. Но «вырезание или избавление» не спасет вас от страха и напряжения, что этот симптом повториться снова или возникнет новый.

Психотерапевтическое «исцеление» – это не синоним исправил, вырезал, избавился, заменил, спрятал… Будьте внимательны к тем призывам, которые предлагают вам избавиться от вас. Будьте внимательны к своим собственным импульсам избавиться от себя. Где-то глубоко за этими мыслями живет печаль и горькое горе от невозможности быть собой.
Для меня суть «исцеления» скорее похожа на «пережил», больше не пугает и не болит, и, что важно! это всегда будет со мной и это помогает мне еще больше быть мной.

Это все, что я хотела вам сказать сегодня,
Ваш психолог,
Евгения Иванова

Ваш комментарий