«Данный взамен» – материнство глазами отказницы.

Что это за женщина такая, которая своего ребенка бросила Да человек ли она вообще Этот вопрос задавали все, кто сталкивался с «отказниками», детьми, оставленными в роддоме. Документальный фильм Софии Гевейлер «Данный взамен» позволяет увидеть этих женщин и услышать их голоса.
При всей своей эмоциональности фильм корректен и четок. Галерея женских портретов в интерьере роддома и кризисного центра для мам. Женщины, у которых в жизни «все сложно» настолько, что на вопрос, забирать ли из роддома своего ребенка, многие из них ответили отрицательно. Почему Об этом они рассказывают зрителям.

Несмотря на то, что показаны сложные ситуации и далеко не самые оптимистические истории, фильм очень светлый и красивый. Рождение ребенка показано как чудо, тайна, а ребенок – как частичка будущего, которая с нами уже сейчас. Но что делать с этим даром, каждая из женщин решает сама. У одной уже есть трое детей-погодков, четвертого «не потянуть», и она собирается забрать его «потом». Другой – негде жить, она страдает от тяжелого и страшного диагноза, но ребенок несмотря на это – здоров.

Зритель слышит голоса этих женщин, видит их лица. Рождение ребенка накладывает на женщину зримый отпечаток. Героини фильма чем-то неуловимо похожи, плавность движений и речи, красота и внутренний свет заметны в каждой. Тем тяжелее слышать слова о выборе не в пользу ребенка.

Самое тяжелое впечатление производит рассказ женщины, лица которой не показывают. Решение отказаться от ребенка у этой героини продиктовано не материальными сложностями, есть у нее и родственники, и жилье, но при этом ясно, что решила она твердо, ребенка не заберет и постарается забыть о его рождении. Очень страшно видеть и кадры, в которых младенца из роддома увозят в Дом ребенка: маленького человечка одевают, пеленают, но передают в руки не матери, отцу или бабушке, а сотруднику государственного учреждения. Трогательное и безнадежное зрелище.

В финале фильма показана героиня, которая усыновила отказного ребенка. Маша – благополучная замужняя женщина, но своего ребенка родить не смогла, хотя очень хотела. «Данный взамен» – означает имя ее приемного сына, которого выносила и родила другая женщина.

После просмотра фильма микрофон пошел по кругу. Оказалось, что в зале есть совсем молодые люди, многодетные родители, беременные женщины и их мужья, те, кто усыновил ребенка или собирается это сделать. Вопросы, которые задавала зрителям модератор дискуссии Елена Погребижская, были простыми.

О чем фильм

«О выборе. О том, как личная судьба женщин влияет на их решение, среди героинь фильма были и те, кого мамы бросили, а родственники – не приняли с ребенком. Об одиночестве – женщина остается одна со своей беременностью и должна принять решение. О том, нужны ли нам дети и зачем они нужны. О боли, которая так сильна, что блокирует материнский инстинкт», – отвечали зрители.

А вот что рассказала о своей работе режиссер София Гевейлер:
«Для меня это фильм о том, что каждая человеческая жизнь уникальна, неповторима и осмысленна свыше. И эта жизнь дается в руки женщине. Я хотела рассказать о том, как женщина принимает этот дар и что она с ним делает».

Автор фильма призналась, что не может осудить этих женщин, прожив с ними вместе небольшую часть жизни:
«Я увидела гораздо больше историй, чем показано в фильме. Для съемок мы просили разрешения у департамента здравоохранения Москвы, нам выделили один роддом, куда по скорой привозят женщин без документов и обменных карт. Мы договорились, что будем с каждой героиней подписывать официальный документ о согласии на съемки. В течение полугода мы выезжали на каждый отказ говорили с каждой женщиной. Но лишь две из них согласились на участие в фильме.

Две истории сняты в благотворительных приютах для мам, а последнюю героиню, которая усыновила ребенка, мы нашли в школе приемных родителей».
На вопрос о том, почему женщины соглашались поделиться в фильме личной историей, автор ответила: «Людям зачастую не с кем поговорить. Думаю, что причина в этом»

Что же делать

Каждый год в России происходит более 6000 отказов от новороженных детей. Эта проблема нуждается в решении.

Отвечая на этот вопрос, о том, что же можно сделать, зрители сошлись во мнении, что в ситуации, в которую попали героини фильма, нужно не ждать помощи от государства, а справляться самостоятельно, «брать на себя ответственность».

С этим мнением не согласен автор фильма:
«Есть стереотип, что государство нам ничего не должно. Но я плачу налоги, и понимаю, что в Москве чрезвычайно мало государственных учреждений для помощи таким женщинам, мало государственных психологов, которые могли бы выезжать на отказы. В Европе такое представить себе невозможно. Там если женщина в роддоме говорит, что собирается отказаться от ребенка, ей сразу вызывают психолога. Если она настаивает на своем решении, с ней согласятся и заберут ребенка, но сначала обязательно разберутся в ситуации и постараются помочь. И это – в рамках государственной системы».

В России убедить женщину не отказываться от малыша тоже возможно. Но у нас этим занимаются благотворительные фонды. Тем, кто готов работать над преодолением трудностей и оставаться вместе со своим малышом, они оказывают помощь, поддержку, а тем, кому некуда идти с малышом, дают временное пристанище.

Две героини фильма «Данный взамен», Яна и Елена живут в негосударственных приютах для мам. Это – отказы, которые были предотвращены. Например, центр временного пребывания для мам с детьми «Теплый дом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» – одного из мест, где мы снимали, рассчитан всего на пять мам. Таких учреждений в Москве немного, их не хватает. Сотрудники подобных приютов заботятся и о дальнейшей судьбе своих подопечных, для каждой из них разработан план на дальнейшую жизнь, когда малыш подрастет, а мама сможет работать. Я считаю, что для таких мам должна быть государственная поддержка», – говорит автор фильма.

«Существование приютов подобных «Теплому дому», доказывает, что 70% женщин, которые по разным причинам хотят отказаться от своих детей, возможно помочь. Они не бросают своих детей, дети растут в семье» – утверждает режиссер. Для Софии Гевейлер этот факт стал главным открытием, которое подарила работа над фильмом.

А самым удивительным стало то, что героиня фильма, Маша, усыновившая чужого малыша, месяц назад родила девочку. В возрасте за 40, после двадцати лет напрасного ожидания и хождения по врачам это можно считать чудом. «Наверное, каждый человек, сделавший добро, получает что-то взамен».

Алиса ОРЛОВА

Ваш комментарий