О бескомпромиссных спорщиках.

Есть споры, в которых рождается истина. А есть битвы за собственное мнение.

Если точка зрения важна до такой степени, что есть готовность за неё биться до смерти — это верный признак наличия глубоких внутренних сомнений. Если оппонент воспринимается как угроза личности, в споре возникает сильное возбуждение, раздражение и ярость как дополнительный источник энергии для защиты личных границ.

Такому спорщику крайне важно получить подтверждение своей правоты от другого, и он непременно требует согласия. Отказ другого дать согласие рождает импульс на его изгнание или уничтожение, что является олицетворением подавления собственной внутренней части, порождающей сомнения.

Сомнения это колебания в точке неопределенности. Если неопределенность вызывает высокий уровень тревоги, то избавлением от нее может стать любое объяснение, снимающее тревогу. Если объяснение принимается за объективное знание, но не до конца переосмыслено, оно превращается в предмет внешнего спора.

Поражение в таком споре воспринимается как личное унижение, а победа приносит лишь временное облегчение и удовлетворение. Поскольку внутренний конфликт остается, для его разрешения идет поиск нового внешнего противника. Спор за свое мнение по любому вопросу может превратиться в привычный шаблон общения.

Когда ценность является осмыслена в результате прожитого опыта, она не становится предметом спора. Ценность не подвергается сомнению и угрозы ее потери в результате спора не возникает.
Она находится в границах собственной личности и не претендует на захват чужих территорий. Поэтому такой человек спокоен, не видит смысла в переубеждении другого всогласиться ср своей ценностью и может легко согласиться с наличием у другого противоположного мнения.

Андрей Рыжов

Ваш комментарий