Мир красоты
Эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии – совершать катарсис души, «очищение страстей», вернее, «очищение от страстей», а именно «возбуждением сострадания и страха»).- Очищение, которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии.
Внутреннее потрясение, просветление и неописуемое духовное наслаждение, которые характеризуют состояние катарсиса и во многом близки к состояниям мистического экстаза, как этапы на путях мистического опыта, свидетельствуют о более глубоком духовном опыте, чем психофизиологические процессы в человеке, высокие эмоциональные состояния или интенции к социально-нравственному совершенствованию. Наряду со всеми этими сопутствующими моментами в катарсисе выражается самая суть эстетического опыта как одного из путей приобщения человека к духовному универсуму.
Катарсис — реальное свидетельство осуществления в процессе эстетического восприятия контакта между человеком и плеромой (плерома в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы) духовного бытия, сущностной основой космоса.
Принципиальный отказ посткультуры (втор. пол. 20 в.) от эстетического в принципе, от художественно-эстетического измерения в искусстве (в современных практиках) закрывает для ее субъектов и катарсический путь в сферы Духа, прорыв материальной оболочки бывания, на что собственно посткультура и не претендует, ограничив свое онтологическое пространство телом и телесностью, вещью и вещностью. Из чего следует, что посткультура не предоставляет возможности для переживания катарсиса, в отличие от культуры более раннего времени.