Мир красоты
Во всей картине чувствуется взаимное несогласие двух царских особ. В семейной драме преобладает отец Петр I, который всей своей позой вызывает особые ощущения упрёка и отторжения. Петр смотрит на своего сына строго и с большим осуждением. Его фигура, которая повернута чуть в сторону от Алексея, говорит о том, что он даже слышать не желает доводы своего сына, которые побудили его на противодействие отцу. Фигура царевича выглядит растерянно. Алексей поник и полностью ушёл в себя. Петр I потерял в лице сына своего наследника и полон негодования от того, как с ним поступил царевич Алексей.
Царевич Алексей воспитывался матерью Евдокией Лопухиной, которая была противницей преобразований Петра I. Воспитываясь в такой среде, Алексей и сам стал противником своего отца. Ещё большую обиду он затаил, когда Петр сослал его мать в Суздальский монастырь. Как враг и заговорщик своего собственного отца, он бежал из России, а когда был возвращён, то был объявлен преступником, осуждён и предстал перед Петром I именно в таком обличье. Этот сюжет и изобразил на своей картине Николай Ге. Картина была написана к 200-летию со дня рождения Петра I. Сам художник говорил: «Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и под влиянием этого увлечения задумал свою картину «Петр I и царевич Алексей».»