Мир красоты
Витберг учился живописи в Петербургской Академии художеств, где был награжден всеми медалями, в том числе и золотой. Проявил себя талантливым живописцем-романтиком, акварелистом, пейзажистом. Витберг увлекался портретом, архитектурными зарисовками и многим другим, но лучше всего удались ему картины его юного периода в романтически-религиозном стиле. Получил подряд малую и большую серебряные медали, а еще через три года большую золотую медаль. Её Александру принесла картина «Андромаха, оплакивающая Гектора». В этой работе, несмотря на юность мастера уже чувствуется твердая рука и знание эмоций человеческих и их отображения на лицах. Видны и близкие люди Гектора с глубокой скорбью оплакивающие тело и окружающие, сочувственно взирающие на это.
Несмотря на то, что у Витберга были шведские корни, он являлся настоящим русским патриотом, с русским духом и характером. Он полагал, что ни один архитектор не смог бы создать памятник, отражающий тот уровень высоты, на котором для него находилась Россия. Витберг поистине гордился страной, в которой жил. По его мнению, ни один иностранный мастер не смог бы создать русское народное произведение искусства. С большим уважением Карл Витберг относился и к религии, несмотря на то, что его родители по вероисповеданию являлись протестантами. Перед закладкой храма Христа Спасителя Витберг переходит в православие и принимает имя Александр в честь российского императора, демонстрируя тем самым своё позитивное отношение к власти того времени.
По смелости и колоссальности идеи его проект может считаться одной из любопытнейший архитектурных композиций нового времени. «Главнейшие мысли» Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу — следуя изречению Христову: «не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает»».
Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Следует заметить, что перед началом строительства Витберг самостоятельно произвел точный экономический расчет и составил смету строительства, причем он подсчитал средства очень экономно и спланировал их рациональное освоение. Первые шаги в строительстве храма действительно были очень удачными, удалось приобрести большее, чем планировалось, число рабочих за ту же цену, наладить поставку строительных материалов. Однако позднее в среде строителей и подрядчиков, которые непосредственно занимались строительными работами, началось злоупотребление и расхищение средств. Семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. После смерти Александра I императором стал Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы строительство храма остановлено. Руководители строительства, в том числе и Витберг, были обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд, который постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. Некоторые современники считали наказание несправедливым, Герцен, например, считал, что Витберга просто «подставили» матерые коррупционеры и нечистые на руку сановники. Казначей комиссии сооружения храма Христа Спасителя В. Берг указывал, что Витберг «оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку».
Начатые работы в 1826 году были прекращены. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. В числе его работ этого времени — проект Александро-Невского собора в Вятке. В этот период Витберг также создаёт один из лучших портретов молодого Герцена. Вскоре губернатор предлагает Витбергу сделать проект портала и ограды парадной стороны Александровского сада, и Витберг прнимает предложение.
Большинство картин А. В. Витберга пропало в неизвестном направлении, например «Снятие с креста», кое-что, особенно повторения, можно было найти в Доме Витберга в Кирове, реставрация которого сейчас идет полным ходом. «Изведение апостола Петра из темницы» находится в галерее Прянишникова.