Мир красоты
Рощи холмов, багрецом испещрённые,
Синие, хмурые горы вдали…
В жёлтой глуши на шипы изощрённые
Дикие вьются хмели.
Луч кочевой серебром загорается…
Словно в гробу, остывая, Земля
Пышною скорбью солнц убирается…
Стройно дрожат тополя.
Ветра порывы… Безмолвия звонкие…
Катится белым забвеньем река…
Ты повилики закинула тонкие
В чуткие сны тростника.
© Вячеслав Иванов «Осенью»
В творчестве Вячеслава Иванова, русского поэта-символиста, одного из идейных вдохновителей «Серебряного века», огромную роль сыграло его обучение в Германии. Для него открылась совершенно новая философия и поэзия. Он жадно впитывал идеи Ницше, а Новалис навсегда стал его любимым поэтом. Крупнейший русский культуролог и исследователь античности, Вячеслав Иванов ощущал античность своей прародиной. Человек европейского образования, поэт культуры и духовности, он считал, что поэт и народ, толпа и рапсод — «немыслимы в разделении», и мечтал о соборном искусстве. Как отмечал философ Фёдор Степун, «в нём впервые сошлись и примирились славянофильство и западничество, язычество и христианство, философия и поэзия, филология и музыка, архаика и публицистика…»
Про Вячеслава Иванова ходила присказка: «Иванов — сложный поэт Ничего подобного! Достаточно знать немного по-латыни, по-гречески, по-древнееврейски, чуть-чуть санскрита — и вы всё поймете». В первом же сборнике стихов «Кормчие звёзды», появившемся благодаря поддержке философа В. Соловьёва, проявились основные черты творческой манеры поэта: пристрастие к торжественному и архаизированному стилю, использование размеров и стихотворных форм античной и средневековой поэзии, культурных и мифологических реминисценций.
Основные темы поэзии Иванова, его религиозного «мифа» — смерть и последующее возрождение, отчаяние и следующая за ним надежда; темы воскресения, прославления жертвенного страдания — отличают творчество Иванова от творчества старших символистов, в котором важное место имела тема безысходности. В основе поэзии Иванова лежит жизнеутверждающее, оптимистическое начало. Иванов не разделяет пессимизм старших символистов и видит в будущем образование «слепительного», «всерадостного». Декадентские темы одиночества, отчаяния отходят на второй план; их место в творчестве Иванова занимают темы торжества соборности, богоискания, богоявления, мистической любви, одолевающей смерть. В основу поэзии легли такие три важных компонента, как гармония, единство и целостность. Поэтому нередко стихи Вячеслава Иванова можно сравнить с одами и дифирамбами по своей изысканности и напевности. Важную позицию в творчестве поэта занимает образ природы — статичной и неподвижной.
Научные работы Иванова посвящены религиозному мифу: «Эллинская религия страдающего бога» (1904), «Религия Диониса» (1905), докторская диссертация «Дионис и прадионисийство» (написана в 1921, опубликована в 1923 в Баку) — вопросы эллинского культа Диониса и происхождения театра трагедии. В Париже (1903) Иванов читал курс лекций, посвящённый религиозному культу Диониса.