Мир красоты
В начале 1770-х годов швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дро (Pierre Jaquet-Droz) спроектировал невероятную вещь для своего времени. Мастер создал автоматона — программируемого андроида в образе мальчика-писателя, способного выводить гусиным пером слова и предложения до 40 символов.
Часовщик назвал свое творение «Каллиграф».
Внешность устройства обманчиво проста. Небольшой босоногий мальчик, ростом с пятилетнего ребёнка, сидит за деревянным столом и держит перо. Его легко принять за игрушечную куклу. Но внутри скрывается настоящее чудо инженерной мысли. 6000 движущихся частей слажено работают приводя в действие пишущий автомат.
Каллиграф не просто выводит слова. Он поворачивает голову к чернильнице макает в неё гусиное перо, встряхивает его, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автомата способны двигаться вслед за пишущим текстом.
Пьер Жаке-Дро, известный пионер часового искусства, родился в 1721 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Он стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также гениальным мастером по созданию автоматических механизмов — автоматонов.
«Пишущий мальчик» стал первой автоматической куклой, созданной мастером в 1773 году. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова — из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро — мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать.
Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла произвела сенсацию.
После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы — «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок — «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля — Людовика XV).
«Девушка-музыкант» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Девушка-музыкант» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» — размером с восьмилетнего ребенка. Одета она была в кринолин с корсажем, украшенным бантами. Состоящая из 2 500 деталей девушка сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед ней лежали ноты.
Музыка тоже была настоящей – она не была записана и не проигрывалась музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касалась пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб.
Кукла даже «дышала» (было заметно, как двигается грудь) и совершала некоторые движения, как настоящий музыкант, а её глаза следили за тем, куда двигаются пальцы. Она играла пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дро — Анри-Луи Жаке-Дро.
Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году. Все три фигурки находятся в Музее искусства и истории Невшателя, они до сих пор работают с той же точностью, что и два века назад