Мир красоты
Сэр А́льфред Джозеф Хичкок (13 августа 1899 — 29 апреля 1980) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.
Биография.
Родился в Лейтонстоуне, пригороде Лондона. Он — 3-й ребенок в семье католиков Уильяма Хичкока и Эммы Джейн Уилан. Отец трудился бакалейщиком, мама занималась домом и воспитанием детей. Семья была очень религиозной, дети посещали иезуитский колледж. Там обучался базовым дисциплинам, преуспев в изучении французского языка и музыки. В 1914 г. становится студентом лондонской «Инженерно-навигационной школы», где год учил навигационные науки и механику. Но одновременно он изучал искусствоведение в «Лондонском университете». Учебу пришлось прервать в 15 лет, когда умер отец. Подросток прошел курсы по черчению и токарному делу, начав трудиться. Он был нелюдим и замкнут. Друзей и подруг не заводил. Мать — единственный человек, которому доверял Альфред. Каждый вечер перед сном рассказывал матери подробности ушедшего дня. В 1915 г. пошел в добровольцы, но излишний вес не позволил ему поучаствовать в боевых операциях. Его оставили в резерве, обучая подрывному делу.
Начало карьеры.
В 1920 г. устроился на должность электрика в киностудию, но спустя месяцы перешел в отдел рекламы, где работал художником и дизайнером титров в кинокомпании «Famous Players-Lasky».
Рисование карточек с именами актеров для титров — на начальном этапе карьеры главная задача Альфреда, но позже способный молодой человек сам начал сочинять сценарии и ассистировать режиссерам. Работа в «Famous Players-Lasky» изменила судьбу Хичкока, ведь в 1921 г. в компании должность монтажера получает Альма Ревиль, будущая жена кинорежиссера.
Фильмы.
В 1922 г. дебютировал в киноиндустрии как сорежиссер. Вместе с коллегой Хью Кройзом снял 2 фильма: «Всегда говори своей жене», появившийся на экранах, а также «Номер 13», съемки которого так и не завершились. Режиссерская биография началась в 1925 г. после съемок картины «Сад наслаждения», а вот 1-й фильм в жанре триллера появился в 1926 г. Картина получила название «Жилец». Ему принадлежит и 1-й звуковой британский фильм «Шантаж», появившийся на экране в 1929 г. В дальнейшем снимает еще несколько фильмов. Лента «Человек, который слишком много знал», вышедшая на экраны в 1934 г., стала известной работой режиссера.
Начавшаяся Вторая мировая война, не позволила ему посвятить время режиссированию в Британии, поскольку он уехал в Голливуд. Обосновался мастер в Беверли-Хиллз, придя на работу к известному продюсеру Дэвиду Селзнику. Их сотрудничество нельзя назвать безоблачным, т. к. Селзник, хотя и предоставлял финансирование для съемочного процесса и позитивное освещение в прессе, но вмешивался в работу Хичкока. Тем не менее, «Ребекка», 1-я голливудская картина Хичкока, была признана лучшей лентой года и получила «Оскар». В 1948 г. появился 1-й фильм Хичкока в цвете. Лента вышла под названием «Веревка». Зрители и критики отметили пристрастие режиссера к привлечению к съемкам картин «холодных» блондинок, среди которых оказались легендарные актрисы Марлен Дитрих, Грейс Келли, Ким Новак и Вера Майлз. Пиком кинокарьеры мастера признаны 50-е г. ХХ в., когда он находится в зените популярности. В 1953 г. появился фильм «Я исповедуюсь», а уже в апреле 1955 он принимает гражданство США. В этот период вышли картины «Окно во двор» и «Головокружение», вошедшие в золотой фонд классики мирового кинематографа. Вскоре презентовал нашумевшие триллеры «Психо» и «Птицы», а также новеллу «Человек с Юга». Начиная с картины «Марни», фильмы воспринимаются прохладно как зрителями, так и критиками из США. Зато во Франции — кумир и легенда. Его боготворят французские критики, публика стоит в огромных очередях, чтобы посмотреть новые картины, а режиссеры Трюффо, Шаброль и Де Пальма даже подражают ему. В 1976 г. вышел последний фильм «Семейный заговор». Через 3 года «Американским институтом киноискусства» ему вручена премия «За достижения всей жизни».
Психические отклонения.
Родители воспитывали детей в очень жесткой манере. Однажды он за небольшую шалость был закрыт отцом в камере полицейского участка. При этом он не знал, что его выпустят через 10 минут и был уверен, что это навсегда. Последствием такого наказания, по мнению психологов и исследователей биографии великого режиссера, стала его пожизненная боязнь полицейских. В будущем никогда не водил автомобиль, боясь попасть в полицейский участок. Подсознательный страх перед преследованием и несправедливым наказанием очень часто присутствует в картинах гениального режиссера. Современники рассказывали, что лишь на первый взгляд он казался приятным человеком, но это впечатление улетучивалось при затянувшемся разговоре. В ранней юности увлечением было посещение лондонских судов, где он, как завороженный, часами сидел на заседаниях, слушая процессы по самым жутким преступлениям. С удовольствием посещал музей криминалистики, внимательно рассматривая орудия пыток. Уже в преклонном возрасте рассказывал друзьям, что изобрел способ, как задушить женщину одной рукой. А еще читал знакомым краткий курс некрофилии. Кроме того, у режиссера с годами обнаружились и иные психические отклонения: редкая овофобия — страх перед предметами в форме яйца и доходящая до сумасбродства любовь к чистоте.
Розыгрыши.
У него был специфический юмор. Он мог подарить актрисе, не выносившей запаха рыбы, несколько сотен копченых селедок. Когда актриса Мелани Гриффит была 5-летней девочкой, он подарил ей на день рождения куклу в игрушечном гробу, причем у игрушки было лицо матери Мелани, с которой он поскандалил на съемках. А еще любил пошутить над своими гостями, подкладывая им на стулья подушки, которые издавали неприличные звуки. В 1953 г. гости, пришедшие на званый ужин Хичкока, с ужасом увидели блюда «Жанна на углях», «свежеотрезанные дамские пальчики» и «фаршированные трупы в пикантном соусе». Больше всего доставалось от гениального сумасброда красавицам-актрисам, которых он легко доводил до нервных срывов. Не раз откровенно врал о том, что актриса Ингрид Бергман, которая снималась в картине «Дурная слава», безумно влюблена в него. А Вере Майлз, которая появилась в его фильме «Не тот человек», он на протяжении нескольких месяцев слал букеты и безумные письма, которые та сжигала, вовсе не читая. И это тогда, когда она собиралась выйти замуж. За актрисой Типпи Хедрен организовал слежку. Более того, из-за отказа во взаимности на нее посыпались угрозы разорить и пустить по миру ее семью. Биографы утверждают, что единственным человеком, сумевшим поставить на место зарвавшегося сквернослова и скабрезника, была Грейс Келли. На непристойности из уст режиссера она ответила, что уже слышала эти слова, ведь она тоже училась в религиозной школе.
Личность Хичкока.
Сам о себе говорил, что картины, которые представлены им — воплощение ужаса. Тем не менее далеко не все работы внушают ужас, напоминая зрителям страшные сны. В фильмографию входит около 60 полнометражных картин, но среди творений имеются даже ленты, которые относятся к комедийному жанру, а это вовсе нетипичное явление в работах знаменитости. Диапазон мышления режиссера широк и разнообразен. Критики и эксперты неоднократно утверждали, что самый интересный элемент в творчестве Хичкока — личность самого режиссера.
Вклад в кинематограф.
Кинорежиссер представил миру поистине огромное собрание разноплановых триллеров, а экранизация некоторых романов считается лучшей в истории. Продемонстрировал талант и умение создавать психоделически напряженную ситуацию, которая своеобразным образом превращается в ярость, с политическим и ироническим подтекстом. Фильм «Веревка» считают вершиной в творческой карьере. Экзистенциальный триллер, психоанализ 2-х молодых парней-убийц становится примером, за которым последовали и другие современные режиссеры. В 1951 г. на экраны выходит нуар-фильм «Незнакомцы в поезде», который за своим названием скрывает в себе большое количество жанров, а определить конкретный из них просто невозможно. Он вернулся к черно-белому стилю, но на этот раз только для обозначения полноценной обстановки мрака, безнадежности и страха. Запомнилась поклонникам режиссера и книга «Убийства, в которые я влюблен». Творец представил сборник страшных историй, которые стали весьма популярными в Америке. «Альфред Хичкок и три сыщика» — еще одна серия детективных книг и фильмов, которую не раз отмечали поклонники творчества гения. Здесь главными героями стали 3 мальчика-подростка, а также сам режиссер, который записывал их расследования.
Личная жизнь.
Личная жизнь связана с единственной женщиной — Альмой Ревилль, с которой он прожил 55 лет. Это не был союз влюбленных людей, скорей — 2-х кинематографистов, обожавших снимать триллеры. Альма — невзрачная блондинка, работавшая вместе с ним, с полуслова понимала своего гениального супруга. Многие биографы считали его женоненавистником, обращая внимание на кинематографическое наследие, которое стало убедительным тому подтверждением. Сколько красавиц с особой жестокостью и изощренностью «убил» режиссер — не сосчитать. В браке появилась дочь Патриция. Говорят, любви и взаимопонимания у отца и дочери не было. В общении с ней, как и со всеми другими, он не ограничивал себя в ненормативной лексике. Иногда казалось, что он просто не умеет выражать чувства по-другому. Известно, что Патриция вышла замуж и родила 2-х детей.
Смерть.
Скончался в апреле 1980 г. в собственном доме. Причина смерти 80-летнего режиссера — почечная недостаточность. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном. В 1979 г. королевой Англии ему пожаловано звание дворянина. На «Голливудской аллее звезд» расположена его персональная звезда. Итогом жизни являются 55 картин, многие из которых — классика мирового кинематографа.
Киноиндустрия. 1920-1929: Британский период. Немые фильмы.
«Великий день»
«Зов юности»
«Появление»
«Таинственная дорога»
«Принцесса Нью-Йорка»
«Опасная ложь»
«Куст Бонни Брайер»
«Три живых призрака»
«Любовный бумеранг»
«Испанская кляча»
«Мужчина из дома»
«Расскажи своим детям»
«Номер 13»
«Всегда рассказывай своей жене»
«Женщина — женщине»
«Белая тень»
«Страстное приключение»
«Мерзавец»
«Сад наслаждений»
«Падение скромницы»
«Жилец»
«Горный орёл»
«Ринг»
«По наклонной»
«Лёгкое поведение»
«Жена фермера»
«Шампанское»
«Человек с острова Мэн»
«Шантаж»
1930-1939: Британский период. Звуковые фильмы.
«Интрижка с последствием»
«Приглашает „Элстри“»
«Юнона и павлин»
«Убийство!»
«Нечестная игра»
«Мэри»
«Богатые и странные»
«Номер семнадцать»
«Леди Лорда Камбера»
«Венские вальсы»
«Человек, который слишком много знал»
«Тридцать девять ступеней»
«Секретный агент»
«Саботаж»
«Молодой и невинный»
«Леди исчезает»
«Таверна „Ямайка“»
1940-1948: Первый голливудский период.
«Ребекка»
«Иностранный корреспондент»
«Мистер и миссис Смит»
«Подозрение»
«Диверсант»
«Тень сомнения»
«Спасательная шлюпка»
«Воинственное поколение»
«Заворожённый»
«Дурная слава»
«Дело Парадайна»
«Верёвка»
1949-1956: Второй голливудский период.
«Под знаком Козерога»
«Страх сцены»
«Незнакомцы в поезде»
«Я исповедуюсь»
«В случае убийства набирайте „М“»
«Окно во двор»
«Поймать вора»
«Неприятности с Гарри»
«Человек, который слишком много знал»
«Не тот человек»
1958-1964: «Хичкоковские бестселлеры».
«Головокружение»
«К северу через северо-запад»
«Психо»
«Птицы»
«Марни»
1966-1976: Поздний период.
«Разорванный занавес»
«Топаз»
«Исступление»
«Семейный заговор»
Другие проекты.
«Счастливого пути»
«Приключение Мадагаскарца»
«Фактическое исследование немецких концлагерей»
Телеиндустрия.
«Альфред Хичкок представляет»
«Час Альфреда Хичкока»
«Подозрение»
«Стартайм»
«Премьера Алкоа»