Интересные факты: о фильме «Москва слезам не верит»



Этот фильм о тяжелых женских судьбах заставлял и до сих пор заставляет плакать миллионы женщин в нашей стране. А еще он дарит надежду на то, что все еще может закончиться благополучно. Однако история съемок этого фильма не менее захватывает, нежели сама картина.

Супруга сценариста Валентина Черных в воспоминаниях раскрыла, из чего зародилась идея фильма. «У Валентина был замысел написать пьесу «Дважды солгавшая» — о женщине, которая сначала соврала одному мужчине, выдав себя за богатую москвичку, а потом, когда сделала карьеру, обманула другого, побоявшись сказать, что она директор фабрики. Незадолго до этого Валентин переехал в столицу и непросто адаптировался. Когда мы познакомились, я была аспиранткой ВГИКа с отдельной квартирой, пропиской, а он — студентом, жил в общежитии. Комплекс немосквича, человека, который с трудом вписывается в столичную жизнь, оставался у него довольно долго. История Катерины — это история самого Валентина Константиновича».

А у Людмилы даже был прямой прототип – домработница друзей Черных и Кожиновой. Девушка работала у заместителя главного редактора одной из крупных газет и выдавала его за своего дядю. И редактор ей даже подыгрывал! Когда ей звонили, и он подходил к телефону, то говорил: «Да, это дядя».

Упоминавшаяся выше супруга сценариста (кинодраматург Людмила Кожинова) вспоминала еще один любопытный рабочий момент. «Меня спросили, где могла женщина познакомиться с интеллигентным человеком. Я вспомнила, что много времени проводила в третьем научном зале Ленинской библиотеки и, когда заходила там в курительную комнату, мужчины вскакивали и наперебой подносили зажигалки. В библиотеке у меня завязалась масса знакомств. Еще одним местом новых встреч было метро. Эти моменты есть и в сценарии, и в фильме».

Имена главных героинь – имена теток сценариста, которых он очень любил.

А вот Гоша – это недостижимый идеал сценариста Черных. В одном из интервью он говорил: «Гоша – это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины!»

Валентин Черных признался, что к нему многократно обращались из Голливуда с предложением посодействовать в создании американской версии фильма. Но сценарист отвечал отказом, так как, по его мнению, ремейки, сиквелы и приквелы этой киноленты обречены на неудачу.

"На сценарий я не сразу среагировал", - вспоминал Владимир Меньшов. Потому что Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер ("Двенадцатая ночь", "Собака на сене", "Дон Сезар де Базан" и др.), который в конце 70-х был в большом авторитете, посчитал историю, написанную Валентином Черных, неинтересной. "Единственное, что меня привлекло, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь.


Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала".

Однако режиссер все же предложил Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. К примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств, которых изначально у Черных не было.

По изначальному сценарию, главная героиня Екатерина Тихомирова – директор завода и депутат Моссовета – должна была вести прием избирателей. “Скучно!” – решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую блестяще сыграла Лия Ахеджакова, стала сватать ее за “работника главка – очень ответственного, всего пятидесяти трех лет”.

Роль вахтерши в общежитии не была прописана в сценарии – это импровизация. Режиссер Владимир Меньшов пригласил на роль Зою Федорову и придумал, как она смешно говорит «хэллоу». Для актрисы Зои Федоровой роль вахтерши общежития оказалась последней: она давно собиралась на пенсию и с чистой совестью после фильма ушла на покой. Однако все обернулось куда трагичнее: спустя два года актрису в квартире обнаружили убитой из огнестрельного оружия. В руке она сжимала телефонную трубку. Что произошло в тот страшный день, так и осталось неразгаданным.

За Наталью Вавилову просил сам Баталов. Меньшов очень хотел, чтобы роль Александры Тихомировой сыграла Наталья Вавилова. До этого она снялась в его дебютной картине «Розыгрыш». Но родители запретили Наташе сниматься в кино. Они прочили ей серьезную карьеру дипломата. Наталья занималась на курсах в МИДе. Алексей Баталов, увидев фотографии претенденток на роль дочери главной героини, согласился с Меньшовым, что Вавилову можно брать без проб. Мэтр отправился к родителям Вавиловой. Перед Баталовым они не смогли устоять. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

На роль Людмилы Свиридовой руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову и Анастасию Вертинскую, и Жанну Болотову, и Валентину Титову. «Неинтересно!» – в один голос заявляли актрисы, прочитав сценарий. Ирину Муравьеву режиссер увидел в одном из телеспектаклей. Актриса без колебаний согласилась играть и прошла пробы. Но потом рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, – призналась как-то актриса. – Грубая, неотесанная и даже местами пошлая. Все, что я ненавидела в людях, вылезло на экран».

На месте Веры Алентовой мы могли бы увидеть Маргариту Терехову, Валентину Теличкину, Ирину Купченко, Наталью Сайко. От Маргариты Тереховой Владимир Меньшов получил категорический отказ. Она сочла, что режиссер слишком молод и неопытен, а сценарий – просто мыльная опера. Актриса отправилась сниматься, как она говорила, в серьезной картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Ирина Купченко, справедливости ради надо сказать, подошла на роль Тихомировой, но тоже в пух и прах раскритиковала сценарий. Валентина Теличкина оказалась неубедительной в роли молодой провинциалки.
Больше всех претенденток режиссеру нравилась актриса Театра на Таганке Наталья Сайко. Она прошла пробы без замечаний. Кстати, Сайко одна из немногих, кто прочил картине большое будущее. Наталью Петровну не подвели художественный вкус и женская интуиция. Но был один минус, который перевесил все плюсы. Сайко плохо смотрелась с Баталовым. Алексея Владимировича Меньшов заменять не хотел. И начались поиски актрисы, которая составила бы Баталову красивую пару. Тогда Владимир Валентинович решил провести пробы с Верой Алентовой. Увидев жену в кадре, Меньшов понял, что потерял много времени, пробуя других актрис. Алентова оказалась убедительнее всех.

На роль Гоши пробовались Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, но не таким видел режиссер этого героя. Отчаявшись, Меньшов решил сниматься сам. Худсовет был против, но сроки поджимали, и Меньшову уступили. Накануне съемок Владимир Валентинович смотрел фильм «Дорогой мой человек», в котором Баталов играл врача. «Вера, Вера, смотри, – закричал Меньшов. – Я нашел Гошу!» Алентова прибежала из кухни в комнату. Она закричала от радости, увидев на экране Алексея Баталова. Это был ее любимый актер. Ознакомившись со сценарием, Баталов от роли отказался. Однако через пару дней он позвонил режиссеру домой и сказал: «Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!» Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11 лет старше своего героя!

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьевой - 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу.

Меньшов все-таки сыграл небольшую роль-камео в фильме: он был одним из друзей Гоши на пикнике.

Александра Фатюшина на роль хоккеиста Гурина утвердили сразу. Их дуэт с Ириной Муравьевой смотрелся прекрасно. Правда, Фатюшин потом жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Например, перед финалом фильма три героини сидят на завалинке, поют. И тут появлялся Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал – значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

Сильно урезали встречу Тихомировой с героем Табакова. Как известно, в те времена секса не было, поэтому их сцену сочли слишком откровенной, да и посчитали, что Табаков переигрывает, слишком быстро раздевая Алентову. Некоторые сцены Меньшов специально сделал бытовыми, чтобы никто не придирался. Герой Баталова, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие кадры вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии и у них завязывается беседа. «Что происходит в мире» – спрашивает Гоша, наливая. «Стабильности нет, – отвечает ему Николай. – Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Во избежание международных проблем название авиакомпании вырезали. По сценарию Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой». Сцена оказалась в корзине. Остановились на том, что хватит с них разделывания таранки.

По признанию Алексея Баталова, одним из любимых его эпизодов является сцена, где Гоша дерется с хулиганами. Актер, отказавшись от дублеров, получил два мощных удара в солнечное сплетение. Ведь дрался он с профессиональными самбистами. Меньшов хотел максимальной достоверности.

В самом начале картины подружки Катя и Людмила, открыв рты, наблюдают перед открытием фестиваля за звездами экрана.
В сценарии было написано, что девушки стоят у аргентинского посольства, дескать, Люда выбила приглашения на дипломатический прием. Однако киношное начальство усмотрело здесь слепое поклонение Западу. Боливийского посла и военно-морского атташе США решили заменить кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а «Форды» и «Бьюики» – отечественными ЗИСами и «Победами». Дипломатический прием пришлось заменить на фестиваль французских фильмов.

Готовая картина принималась худсоветом "Мосфильма". Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. "А директор "Мосфильма" Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: "А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!", - рассказывал Владимир Меньшов. - Но в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. "Гришин на даче посмотрит и скажет потом: "Опять у тебя любовью занимаются!" Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор "Мосфильма" махнул рукой: "Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!" На этом судьба фильма была решена".

В течение первого года фильм посмотрели 85 млн. человек. "Москву…" купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек - режиссер Меньшов. "Почему меня не выпускали из страны - рассуждал он впоследствии. - Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: "Ну подожди, все само как-нибудь рассосется".
Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими "проступками" было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Этого было достаточно. А я-то думал, что Родину продал, планы секретного завода выдал".

Когда пришло приглашение на церемонию "Оскара", режиссера не выпустили. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех газетах было написано, что "Оскара" получил работник КГБ.

Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имеющей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии - 31 марта - он пытался слушать "Голос Америки", но из-за "глушилок" так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино.

Золотая статуэтка "Оскара" оказалась у Владимира Меньшова спустя много лет после награждения. Лишь в 1989 году на церемонии награждения премии "Ника" Владимиру Меньшову решили вручить и его "Оскара". Предполагалось, что за кулисами режиссер отдаст статуэтку обратно в Госкино, где она все эти годы и хранилась, но Меньшов забрал ее с собой.

В 1985 году, перед посещением СССР, американский президент Рональд Рейган посмотрел фильм «Москва слезам не верит» восемь раз, чтобы проникнуться русским духом.
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
07 декабрь 0 40
Комментарии:
Мы ждем твоих комментариев, Анонимус
2017 Эхо социальных сетей.....