Мир красоты
Величественная бриллиантовая диадема Марии Федоровны — единственная из всех тиар и диадем, которая хранится сегодня в Алмазном Фонде. Почему большевики ее сохранили
Рассматривая бесследно ушедшие реликвии монаршего Дома Романовых, не покидает грусть. Все роскошные парюры, тиары, диадемы, эгреты, корсажные украшения — все было безвозвратно утрачено. Либо продано по частям на ювелирных скупках Амстердама и Лондона, либо в редких случаях — продано целиком.
Если брать 300-летний с небольшим период правления Романовых, то из всех монарших Домов Европы, у нашей царской семьи были лучшие украшения и драгоценности. Это подтверждают и известные ювелиры того времени.
Еще Луи Франсуа Картье — основатель знаменитого ювелирного бренда, вдохновляясь работами Фаберже, говорил, что самые красивые, искусно сделанные украшения находятся в России.
История создания
Диадема была изготовлена придворным ювелиром Яковом Дювалем для Императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Нрава кроткого и спокойного, Мария Федоровна благодаря своей нечеловеческой выдержке впоследствии получила закулисное имя «чугунной императрицы».
Это понятно: первых двух своих детей — Александра и Константина, Мария Федоровна практически не видела, так как их воспитанием занималась свекровь Екатерина II. Супруг Марии Федоровны постепенно охладел к ней, а дела государственные ей были чужды.
Диадема была изготовлена за год до трагических событий гибели императора в его Михайловском замке.
Искусство в стиле ампир
Именно в этой диадеме и венчальной короне выходили замуж все невесты императорского дома в 19 веке и начале 20 века.
Сама диадема выполнена в форме кокошника — треугольника, в традиционном тогда стиле «ампир». 175 Крупных чистой воды бриллиантов имеют индийское происхождение, также более 1200 штук — мелких бриллиантов в старинной круглой огранке.
Центральный ряд полностью украшен свободно висящими бриллиантами в форме капель. Малейшего движения было достаточно, чтобы диадема вспыхнула и играла миллионами искорок.
В центре — крупный бриллиант нежного розового цвета в 13,5 карат. Интересно, что по документам императорских описей Кладовой 1 этот бриллиант проходит как красный бриллиант, принадлежавший Павлу I. Объяснение понятно — для усиления эффекта цвета мастера того времени подкладывали фольгу под основание алмаза. Видимо, фольга имела красный оттенок.
Почему диадему сохранили
Это удивительный факт. Молодые великие княжны шли под венец, украшенные диадемой и венчальной короной, однако венчальная диадема сегодня хранится в Алмазном Фонде, а вот венчальная корона в музее Хиллвуд возле Вашингтона.
Оказывается, при оценке царских ценностей большевистская комиссия постановила, что венчальная корона представляет собой малую ценность, и ее вместе с другими драгоценностями продали за границу. Ну что ж, хотя бы не по камушкам, а целую.
А вот на решение оставить диадему повлияли данные от академика Ферсмана, который учел наличие редчайшего цвета розового бриллианта.
Вот так розовый бриллиант сохранил диадему до наших ней.