Сегодня картина французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 году для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрёл репутацию б

сегодня картина французского художника эдуарда мане «завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 году для парижской публики полотно стало настоящим шоком. картину отказались выставлять на парижском салоне, а сам мане приобрёл

Выбор сюжета картины, первоначально названной «Купание» двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Моделью женщины была любимая модель художника Викторина Мёран, один из мужчин брат Мане Густав, второй будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Одеты мужчины как денди. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. На заднем плане вторая женщина. Говорили, что она моется, и добавляли шёпотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у неё. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство». Он также совершенно непростительно поступил с перспективой фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей, на берег Сены. За основу композиции Мане взял «Сельский концерт» кисти Джорджоне и фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая расположить фигуры в пространстве.

Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ более трёхсот. Император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салон отверженных. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор.

Так «нелепая пошлятина», написанная рукой «бездарного мазилки» обрела статус культового полотна, вдохновившего на выдающиеся свершения Джеймса Тиссо, Клода Моне и Пабло Пикассо. В 1869-м и в 1876 1877 годах свои вариации писал и Поль Сезанн.

В настоящее время «Завтрак на траве» Эдуарда Мане находится в XIX зале музея Орсе в Париже, а этюд к ней в Галерее Курто в Лондоне.

Ваш комментарий