Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт

 

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Наташа Александрова
Вы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя, казалось бы, об этом человеке и его творчестве известно все. Нет, это не Михаил Булгаков, вся эта мистика и ужасы придуманы за сто лет до него, в 1828 году. Александром Сергеевичем Пушкиным. А записал и напечатал повесть под псевдонимом совсем другой человек, автор двух произведений, которые он не писал. Да, многое с этой мистической повестью было интересно и непросто.
А началось все в знаменитом салоне Карамзиных. Это был самый известный и влиятельный литературный салон в Петербурге. Здесь читали новинки литературы, обсуждали политические новости, злободневные проблемы, здесь формировалось общественное мнение.
Салон Карамзиных. Это ещё при жизни Николая Михайловича. Чтение «Истории государства Российского»
Обстановка приемов была спокойной, домашней: в центре гостиной располагался овальный стол с большим самоваром, за которым Катерина Андреевна или дочь историографа Софья Николаевна разливали гостям чай и угощали их тонкими тартинками из хлеба с маслом — «и все гости находили, что ничего не могло быть вкуснее чая, сливок и тартинок карамзинского салона».
Здесь, в этом салоне, А.С. Пушкин как-то поздним вечером и рассказал свою мистическую, страшную повесть «Уединенный домик на Васильевском». Все слушали как зачарованные. От Пушкина невозможно было отвести взгляд. Неверное пламя свечей словно плясало в такт невероятным событиям, которые происходили в повести. Свечи то темнели, то неистово разгорались, дамы забыли обо всем и лишь вздыхали и вскрикивали в самых страшных и трагических местах.
Главный герой повести молодой дворянин Павел, богатый и легкомысленный. Он спускал деньги в компании таких же бездельников, как и он сам, но деньги, к сожалению, имеют свойство кончаться. В один из таких несчастливых дней на помощь Павлу пришёл его друг Варфоломей, у которого деньги не переводились. Это иногда вызывало подозрения у Павла, но он старался побыстрее от них избавиться.
Надобно сказать, что у Павла была дальняя родственница старушка, вдова чиновника, которая жила в маленьком домике на Васильевском острове. Её единственная дочь Вера, скромная, милая, привлекательная, вела уединенный образ жизни. Однажды, когда Павел собрался навестить родственниц, Варфоломей напросился идти с ним. Павел не смог ему отказать, ведь он был многим обязан другу. Хотя Варфоломей был статен и красив, Вере он сразу не понравился — она почувствовала при встрече какой-то необъяснимый страх. А вот старушка мать была очень рада она увидела в степенном и хорошо одетом молодом человеке возможного жениха для дочери. Варфоломей сумел войти в доверие к старой чиновнице, но Вера явно предпочитала ему Павла.
Домик на Васильевском. Иллюстрация к повести. Из открытых источников.
Варфоломей познакомил друга с богатой, а главное, прекрасной графиней, которой Павел увлекся не на шутку. Он не замечал странностей в доме графини: гости носили высокие парики, которые давно вышли из моды, неимоверной ширины шаровары и никогда не снимали перчаток. И только позже Павел понял, что под париками скрывались рога чертей, под перчатками прятали острые когти. Играли в карты на человеческие души. Но, очарованный графиней, Павел не замечал ничего.
Бенуа А.Н. Иллюстрации к «Пиковой даме». В свободном доступе.
Наконец графиня назначила Павлу свидание в одиннадцать часов вечера. Но свидание трижды прерывала горничная с известием, что Павла ожидает какой-то господин. Взбешенный Павел, выбежав в прихожую, но увидел только край плаща незнакомца. Он пустился за ним в погоню.
Павел, выскочив на улицу, издали видит высокого мужчину, который как будто останавливается, чтобы поманить его рукою, и скрывается в боковой переулок. Нетерпеливый Павел за ним следует, кажется, нагоняет его; тот снова останавливается у боковой улицы, манит и исчезает. Таким образом юноша следит за незнакомцем из улицы в улицу, из закоулка в закоулок, и наконец находит себя по колена в сугробе, между низенькими домами, на распутии, которого никогда отроду не видывал; а незнакомец пропал безо всякого следа. Павел остолбенел, и признаюсь, никому бы не завидно, пробежав несколько верст, очнуться в снегу в глухую полночь, у черта на куличках.
Однако Павлу повезло, мимо проезжали сани. Он, недолго думая, остановил извозчика и, сказав адрес, велел везти домой. Но Ванька повез утратившего бдительность седока куда-то за город.
Павел, вспомнив страшные рассказы о мертвых телах и увидев число Апокалипсиса 666 на бляхе извозчика, со всего размаху ударил его палкой по спине. Вот что произошло дальше:
Но каков был его ужас, когда этот удар произвел звон костей о кости, когда мнимый извозчик, оборотив голову, показал ему лицо мертвого остова, и когда это лицо, страшно оскалив челюсти, произнесло невнятным голосом: «Потише, молодой человек; ты не с своим братом связался». Несчастный юноша только имел силу сотворить знамение креста, от которого давно руки его отвыкли. Тут санки опрокинулись, раздался дикий хохот, пронесся страшный вихрь; экипаж, лошадь, ямщик всё сравнялось с снегом, и Павел остался один-одинехонек за городскою заставою, еле живой от страха.
Придя в себя уже дома, Павел через три дня узнает, что мать Веры скончалась, а девушка нуждается в его помощи.
Мать Веры болела уже давно. Пока Павел был занят своею графиней, Варфоломей ухаживал за больной, доставал лекарства, помогал служанке и успевал ещё утешать Веру. Но он запретил Вере звать к старушке священника, а сам отправился за врачом. Вернулся он бледный и расстроенный. Надежды не было. В ту же ночь мать Веры скончалась. Варфоломей сказал, что девушка теперь в полной его власти:
Варфоломей заступил ей дорогу и сказал уже с притворною холодностью, с глазами свирепыми: «Послушай, Вера, не упрямься; тебе не добудиться ни служанки, ни матери: никакая сила не защитит тебя от моей власти». «Бог защитник невинных», закричала бедняжка, в отчаянии бросаясь на колени пред распятием. Варфоломей остолбенел, его лицо изобразило бессильную злобу. «Если так, возразил он, кусая себе губы, если так… мне, разумеется, с тобою делать нечего; но я заставлю твою мать сделать тебя послушною». «Разве она в твоей власти» спросила девица. «Посмотри», отвечал он, уставивши глаза на полурастворенную дверь спальней, и Вере привиделось, будто две струи огня текут из его глаз и будто покойница, при мерцании свечи нагоревшей, приподнимает голову с мукою неописанной и иссохшею рукою машет ей к Варфоломею. Тут Вера увидела, с кем имеет дело. «Да воскреснет бог! и ты исчезни, окаянный», вскрикнула она, собрав всю силу духа, и упала без памяти.
В это время в домике начался пожар: синее пламя разбегалось по зеркалу и гардинам, которые подарил покойнице Варфоломей. В одно мгновение огонь охватил весь дом. Полицейская команда, приехавшая на зарево пожара с ведрами и ухватами, ничего не могла поделать против сатанинского пламени.
Иллюстрация к повести «Уединенный домик на Васильевском». В открытом доступе.
Один капрал задумал было ворваться в комнату, чтобы вынести мертвую, но не тут-то было только он хотел подойти к ней, как вдруг спрыгнула сверху образина сатанинская и часть потолка с ужасным треском провалилась. Так уединенный домик полностью сгорел, и ничего больше на этом месте не строили.
Виновным в пожаре объявили Варфоломея, но найти его так и не смогли. Здоровье Веры было подорвано, и она вскоре умерла. Павел, потрясенный этими событиями, уехал в самую дальнюю свою вотчину и там скончался, далеко не дожив до старости.
Так Пушкин завершил рассказ о судьбе Павла.
Затаив дыхание повесть о любви дьявола слушали не только дамы. У стены, в небольшом кресле, сидел двадцатилетний бывший «архивный юноша», а ныне чиновник Азиатского департамента Владимир Титов. Он был поражен выразительностью рассказа, замысловатым сюжетом и печальным концом, но успел при том сделать кое-какие записи. Под влиянием необычной повести он не мог заснуть всю ночь. Через несколько дней сделал запись рассказа.
Это В.П. Титов. Из свободных источников.
Вот как пишет он об этих событиях в одном из писем:
В строгом историческом смысле это вовсе не продукт Космократова, а Александра Сергеевича Пушкина, мастерски рассказавшего всю эту чертовщину уединенного домика на Васильевском острове, поздно вечером, у Карамзиных, к тайному трепету всех дам Апокалипсическое число 666, игроки-черти, метавшие на карту сотнями душ, с рогами, зачесанными под высокие парики, честь всех этих вымыслов и главной нити рассказа принадлежит Пушкину. Сидевший в той же комнате Космократов подслушал, воротясь домой, не мог заснуть всю ночь и несколько времени спустя положил с памяти на бумагу. Не желая, однако, быть ослушником ветхозаветной заповеди «Не укради», пошел с тетрадью к Пушкину в гостиницу Демут, убедил его прослушать от начала до конца, воспользовался многими, поныне очень памятными его поправками и потом, по настоятельному желанию Дельвига, отдал в «Северные цветы».
Напечатал повесть он под псевдонимом Тит Космократов. Тит это первые три буквы фамилии, но они обращают нас к истории древнего мира. А Космократов это перевод на греческий имени Владимир: космос мир, кратос власть. Он же и автор двух произведений, которые не писал. Одно из них это, как вы уже догадались, «Уединенный домик на Васильевском», а второе трехтомный роман о русско-турецкой войне «Неправдоподобные рассказы чичероне дель Ко» (1837), как выяснилось позже, роман написал его брат, офицер Николай Павлович.
Особый интерес к «Домику» возник в 20-е 30-е годы XX века, после того как в 1912 году он был опубликован под именем А.С. Пушкина. Возможно, тогда повесть и заинтересовала М. Булгакова. Я думаю, все отчетливо увидели влияние пушкинской повести на некоторые эпизоды в «Мастере и Маргарите», например, в сцене преследования Иваном Бездомным иностранца или сцене пожара в подозрительной квартире.
Если вам нравятся материалы, подписывайтесь на группу!
Спасибо за лайки!
Источник: Яндекс Дзен

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Сочинил эту увлекательнейшую историю о похождениях дьявола в России самый известный русский писатель и поэт Наташа АлександроваВы прекрасно его знаете, а вот о повести никогда не слышали, хотя,

Источник

Ваш комментарий