Мир красоты
«Никогда не возвращайся»: стихотворение советского поэта, признанное шедевром литературы
Свое восхитительное стихотворение «Никогда не возвращайся» Геннадий Шпаликов написал в довольно молодом возрасте. Поэт прожил немного — 37 лет. Но мудрости в его строчках столько, словно длинная жизнь с ее бесконечным многообразием, за плечами.
Александр Солженицын, размышляя над гениальностью Сергея Есенина, сказал так:
Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают
Вот правда же, читаешь строчки и думаешь — не мог простой человек ТАК сложить слова в ряды, чтобы ими восхищались миллионы из ныне живущих. Это нам всем послание свыше. А человек — пророк.
Он, возможно, и родился для того, чтобы стать проводником между Вселенной и людьми, и донести до умов и сердец золотую истину.
Любой человек приходит в эту жизнь с определенной миссией. И завершив ее, уходит. Так о чем же писал Шпаликов Куда он слезно молил людей не возвращаться ни в коем случае
У каждого из нас есть прошлое, а в нем — приятные воспоминания. Удивительно устроен мозг человека: он блокирует все плохое, а оставляет светлое, теплое, нежное. Плохое помнят только озлобленные, обидчивые люди. Им еще предстоит борьба с самими собой, это тяжелый, длительный процесс.
Остальные холят и лелеют внутри себя мысли о родном доме, о тепле материнских рук, о первой влюбленности, о верной дружбе, о надеждах на будущее, о первых маленьких преодолениях себя и победах.
И как сложно взрослому человеку не сравнивать ТУ жизнь с жизнью, которая есть у него сейчас. И все то ему кажется, что ТАМ было лучше. Это обесценивает настоящее.
Кажется, что там любили сильнее. Ни за что, просто так. Просто потому, что ребенок, потому что «на маму и папу похож», многое прощалось, капризы исполнялись.
Родня пыталась угодить, лучший кусочек на тарелочке оставляла. А во взрослой жизни не так, многие тянут одеяло на себя, любви требуют, а возвращать не торопятся.
В том далеком прошлом было проще, спокойнее, вкуснее. Спалось крепче. Были взрослые, которые о тебе думали, беспокоились и проблемы решали. Дедушка Ленин, товарищ Сталин, Никита Хрущов, Леонид Брежнев. Близкий круг родственников. Ответственные педагоги. Соседи. Родители друзей. Всем до тебя было дело. Время было такое. Неравнодушное.
Теперь ты один и груда обязанностей.
И что хорошего в этой взрослой жизни, в которую рвется каждый ребенок, подросток, юноша
Как же хочется, чтобы тебя снова любили безусловной любовью, а не требовали и использовали.
Вот только все мы рано или поздно придем к пониманию, что так как было тогда, 50, 40, 10 лет назад — уже не будет никогда.
Есть время быть любимым, а есть время — любить самому. Перенимать опыт и мудрость, становиться стержнем рода, достойным отцом и дедом. Обрушить на своих потомков все то тепло, которое в свое время зародили близкие люди.
Добро не требует возврата, оно требует продолжения.
Люди едут в места прежней жизни, встречаются с прежними возлюбленными. Но… со слезами на глазах понимают, что все то, что было когда-то — ушло навсегда. Ничего не вернуть. Можно только жить сейчас, в этом моменте. Быть для кого-то каменной стеной и источником любви. Закрывать собою от неурядиц. Поддерживать и помогать.
Не требовать, а давать. Давать так много, чтобы добро становилось обыденностью, образом жизни. Не скупиться на эмоции, на чувства.
Не нужно обесценивать настоящее, сердиться и жаловаться на дискомфорт. Говорить, что тогда, при СССР, было хорошо, а сейчас — так себе.
Именно мы в ответе за то, чтобы и сейчас было хорошо. На высшем уровне.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернет —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.