Мир красоты
Зная особое отношение к жизни Льва Николаевича, можно было бы подумать, что это история о великом писателе, но нет. В данном случае отметился его брат Сергей, который тоже периодически всплывает на страницах бессмертных «Войны и мира» и «Анны Карениной», причём как раз в связи с этой щекотливой ситуацией.
Как цыганка Маша Шишкина угодила в «золотую клетку»
С юности Сергей Толстой не отличался особой усидчивостью и постоянством. Мальчик любил математику, слушал лекции самого Лобачевского в Казанском университете, но образование не закончил. Вместо этого он решил определиться на военную службу. В 1849 году Сергей надел мундир, а уже в 1850-м снял, хотя форма шла ему неимоверно. Времяпрепровождение молодых гвардейцев Толстого вполне устраивало, но вот служба казалась скучной, а дисциплина (даже такая условная как в гвардии) угнетала.
Сергей Толстой
Зато у него была большая страсть к музыке, и вот тут мы, наконец, знакомимся с нашей героиней. Мария Михайловна Шишкина пела в цыганском хоре и была, как и все молодые цыганки, отчаянно красива. Сергей влюбился и вновь принял импульсивное решение. Он просто выкупил её из хора, вышел в отставку с военной службы, и они вместе укатили в тульское имение Пирогово.
Поначалу это была идиллия, однако со временем начали всплывать неудобства, о которых граф Толстой просто не подумал. Как принимать гостей, точнее, как представлять свою Машу друзьям Как выезжать в свет, пусть хотя бы и в тульский Что делать с неизбежными в данном случае детьми И, наконец, как долго будет продолжаться вся эта ситуация
Уже в скорости Сергей осознал всю щекотливость своего положения. К счастью, он был достаточно обеспечен, чтобы не обращать внимания на соседей, но с братьями отношения предпочитал поддерживать. Когда Лев Толстой дебютировал в литературе со своим «Детством», поздравлять его Сергей поехал один. В своё же поместье долгое время не допускал вообще никого, чтобы ничем не обидели Машу.
Каково было девушке в «золотой клетке» — отдельная история, но однажды настал момент, когда и сам Сергей начал тяготиться этими отношениями. Лев Николаевич женился на Софье Берс и познакомил брата с младшей сестрой своей супруги Татьяной.
Софья и Татьяна Берс
Чем обернулся «любовный треугольник» для всех его сторон
Сергей был очарован этой девушкой, та тоже была без ума от статного красавца. Брак одобряли и родители невесты, однако жених отчего-то медлил. У этого замешательства была более чем уважительная причина на тот момент они прожили с Машей Шишкиной уже 13 лет, и у них было трое детей (ещё несколько умерло).
Непонятно, на что рассчитывал Толстой, предлагая брак Татьяне Берс. Известно, что жить на две семьи он не планировал, но и готового решения для Маши тоже не было. Пристроить её обратно в хор с тремя детьми не было никакой возможности, найти родных тоже, оставить в доме даже на правах прислуги точно не позволила бы супруга.
Из переписки Толстых мы знаем, что сама Маша на тот момент покорилась судьбе и никак не пыталась влиять на решение Сергея, просто дожидаясь своей участи. Пытка для всех сторон этого «любовного треугольника» длилась два года. В итоге Толстой всё же сообщил Татьяне, что отказывается от своего предложения, и принял решение официально жениться на Маше.
Брошенная невеста попыталась покончить с собой, но к счастью её выходили и спустя некоторое время она стала Татьяной Кузьминской, а заодно прототипом Наташи Ростовой. А вот её Андрей Болконский закончил жизнь куда более прозаично.
Несмотря на официальную свадьбу и признание детей к Маше он в итоге охладел. Правдой будет сказать, что та с годами стала менее красивой, но, увы, не более аристократичной. Во всём, что не касалось музыки, её познания в культуре были весьма невелики. В Пирогово они всё также жили затворниками, общаясь только с родственниками мужа, причём и с некоторыми из них отношения были довольно натянутыми.
Тяжелее всего в этом семействе приходилось детям. Сына Григория рано отдали на военную службу. Там он не преуспел, но возвращаться в родной дом не спешил, держа на отца сильную обиду. Девочкам и вовсе не предназначалось никакого будущего. В итоге Варя сбежала с местным крестьянином, Вера родила без брака от некоего башкира, и только Маша сумела выпросить у отца разрешение на свадьбу с местным дворянином Бибиковым.
Вера, одна из дочерей С. Толстого и М. Шишкиной
Только для младшей дочери, названой в честь мамы, эта история ещё может считаться хеппи-эндом. Остальным же такой неравный брак принёс больше мучений, чем пользы.