Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области

Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных

Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных массовых  обрядовых танцев, с песней и элементами игры, вид хоровода. Характерное движение в танце хождение широкими рядами, взявшихся под руки, в локальных вариантах хождение женщин, растянувшихся «шнуром», попарно. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл); в Белгородско-Воронежском пограничье.
Вождение танков в сёлах Вышние и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области было приурочено ко времени постов: филипповского и Великого. В эти периоды танки водили в воскресные дни или церковные праздники, например, на Сороки (22 марта). Место вождения осенних танков  луг, выгон. Весенние, или говейнские, танки водили на проталинках. В большие праздники на это действо собиралось всё село. Основные участники танков  девушки и женщины, а также мужчины-хозуны, выделявшиеся мастерством пляски, знанием традиции. Остальные жители были зрителями праздничного действа.
В селе Вышние Пены танки имеют двухчастную структуру.
Вначале участники выстраивались парами в две колонны, стоящие друг напротив друга, и начинали встречное движение. Каждую колонну возглавляли  заводили  хозуны. На небольшом расстоянии одна от другой колонны останавливались.
Вторая часть танка  движение по кругу. Первые встречные пары кланялись друг другу, брались за руки и, подняв их на уровне головы, двигались по кругу против часовой стрелки. Поменявшись местами, пары уходили в конец противоположной колонны. В это время круг образовывали следующие пары, которые повторяли движения первых. Таким образом участники одной колонны постепенно переходили на противоположную сторону.
В селе Нижние Пены участники танка сразу становились в большой круг. Пары, стоящие друг напротив друга, пройдя через центр, менялись местами и вставали в круг. При этом центр танка не должен был пустовать: когда какие-то две пары начинали расходиться, две другие уже шли навстречу друг к другу. После того как все пары поменялись местами, участники танка брались за руки и шли по кругу приставным шагом. Эти две формы движения чередовались в танке.
Количество участников танка могло быть разным, но обязательно четным. Подружки заранее договаривались, с кем будут водить танок, и парами приходили на гуляние.
Плясали в танке и женщины и мужчины-хозуны. Характерные черты пляски были теми же, что и в местных карагодах: подпрыгивания (скок), прихлопывания в ладоши, прибивыногами.
В каждом селе танок сопровождался специальными таночными песнями. В Вышних Пенах к ним относились: «У нас по мосту, мосту», «Не спалось молодой, не дремалось»; в селе Нижние Пены: «Да вот у нас на улице, у нас на широкой», «Московского драгуна молодая девка полюбила», «Ой, мой батюшка богат». Поэтическое содержание их текстов является типичным для широкого круга хороводных песен. В их основе любовная тематика, нормы семейных отношений и высмеивание, осуждение их нарушений, свадебные мотивы и т.п. Местные таночные и карагодные песни объединяются и сходными принципами строения поэтической строфы, которая состоит из двух смыслонесущих стихов и асемантического («алилёшного») рефрена, по слоговому объему равного основному поэтическому тексту.
Отличие таночных от карагодныхпесен, по мнению исполнителей, заключается в более медленном темпе исполнения танков, неспешном характере движения, ассоциирующегося с прилетом первых птиц (с. Нижние Пены).
Манера исполнения таночных песен соответствует уличному интонированию: открытый полётный звук, напряжённое звучание, специфические вокальные приёмы киксы, флажолеты. Мелодика основана на скачкообразных ходах с последующим их поступенным заполнением. Все исполнители активно используют полный объем  звукоряда. Они не выделяют внутри ансамбля голосовые партии, а считают, что «все на один голос поют». Тем не менее гетерофонная фактура отличается плотностью, густым, сочным колоритом.
Традиция вождения танков в обоих селах угасает. Их могут воспроизвести лишь участники местных фольклорных коллективов, да и то лишь женщины. Мужчин-хозунов в селах не осталось.

Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных

Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных

Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных

Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области Тано́к (от слова танцевать) жанр древних южнорусских, западнорусских и московских народных

.

Ваш комментарий