Мир красоты
18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест.
А отмечать этот праздник начали с 18 апреля 1984 года.
1. Благословение Петра.
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.
2. Гром-камень.
При работе над монументом Фальконе столкнулся с проблемой невозможно было найти походящий камень для постамента. Скульптор задумал изобразить Петра в виде всадника на скале, напоминающей по форме морскую волну, что символизировало бы завоеванный императором выход России к морю. Фальконе разработал эскиз постамента, составленного из отдельных гранитных блоков, так как найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки в газетах дали соответствующее объявление. На него откликнулся Семен Вишняков, поставщик строительного камня для нужд столицы. По легенде, на нужный камень недалеко от Лахты ему указал юродивый. В незапамятные времена молния расколола гранитную скалу, из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Они же утверждали, что во время Северной войны Петр на самом деле не раз поднимался на вершину этого утеса, обозревал окрестности.
3. Конь на коне.
По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.
Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.
4. Памятник Лизетте.
Еще одно предание гласит, что в образе «Медного всадника» запечатлен не только сам Петр I, но и его любимый жеребец Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов-барышников, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних «100 голландских червонцев». Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой, что необычно для коня. Якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Лизетта была «лошадью одного хозяина», Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
На самом деле, когда Фальконе делал наброски для будущей скульптуры, ему позировал гвардейский офицер на орловских рысаках из императорской конюшни, который раз за разом вскакивал на специальный постамент и резко осаживал лошадь. Чучело коня Петра I здесь ни при чем, а значит, монумент не может быть памятником Лизетте.
5. Всадник Апокалипсиса.
Когда в 1782 году открыли памятник Петру, старообрядцы, жившие в окрестностях Санкт-Петербурга, назвали его «Всадником Апокалипсиса», «которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными». Старообрядцы в своем неприятии петровских преобразований увидели параллели между библейским пророчеством и деяниями императора.
6. Богохульник.
Еще одна старинная легенда о памятнике, совсем уж фантастическая, гласит, что царь в месте, где установлена скульптура, прыгал на коне с одного берега Невы на другой. Дважды со словами «Все Божье и мое» перепрыгнул удачно, а на третий раз оговорился, сказал «Все мое и Божье», тем самым поставив себя выше Бога, и окаменел. В другом варианте этой легенды свалился в воду, простыл и тяжело заболел, а когда выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
7. Змея-спасительница.
Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.
Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.
8. Противостояние императоров.
Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
9. Сон Майора Батурина.
Это самая известная легенда о «Медном всаднике». В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел.
Литературоведы также усматривают параллели между сюжетом этой легенды и поэмой Пушкина «Медный всадник». Кстати, монумент стали так называть с легкой руки поэта. На самом деле он отлит из бронзы.
10. Хранитель города.
В годы Великой Отечественной войны среди ленинградцев была популярна легенда, что, пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. И действительно, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Правда, «Медного всадника» все же укрыли от немецких бомб и снарядов: обшили досками и обложили мешками с песком.18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест.
А отмечать этот праздник начали с 18 апреля 1984 года.
1. Благословение Петра.
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.
2. Гром-камень.
При работе над монументом Фальконе столкнулся с проблемой невозможно было найти походящий камень для постамента. Скульптор задумал изобразить Петра в виде всадника на скале, напоминающей по форме морскую волну, что символизировало бы завоеванный императором выход России к морю. Фальконе разработал эскиз постамента, составленного из отдельных гранитных блоков, так как найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки в газетах дали соответствующее объявление. На него откликнулся Семен Вишняков, поставщик строительного камня для нужд столицы. По легенде, на нужный камень недалеко от Лахты ему указал юродивый. В незапамятные времена молния расколола гранитную скалу, из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Они же утверждали, что во время Северной войны Петр на самом деле не раз поднимался на вершину этого утеса, обозревал окрестности.
3. Конь на коне.
По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.
Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.
4. Памятник Лизетте.
Еще одно предание гласит, что в образе «Медного всадника» запечатлен не только сам Петр I, но и его любимый жеребец Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов-барышников, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних «100 голландских червонцев». Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой, что необычно для коня. Якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Лизетта была «лошадью одного хозяина», Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
На самом деле, когда Фальконе делал наброски для будущей скульптуры, ему позировал гвардейский офицер на орловских рысаках из императорской конюшни, который раз за разом вскакивал на специальный постамент и резко осаживал лошадь. Чучело коня Петра I здесь ни при чем, а значит, монумент не может быть памятником Лизетте.
5. Всадник Апокалипсиса.
Когда в 1782 году открыли памятник Петру, старообрядцы, жившие в окрестностях Санкт-Петербурга, назвали его «Всадником Апокалипсиса», «которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными». Старообрядцы в своем неприятии петровских преобразований увидели параллели между библейским пророчеством и деяниями императора.
6. Богохульник.
Еще одна старинная легенда о памятнике, совсем уж фантастическая, гласит, что царь в месте, где установлена скульптура, прыгал на коне с одного берега Невы на другой. Дважды со словами «Все Божье и мое» перепрыгнул удачно, а на третий раз оговорился, сказал «Все мое и Божье», тем самым поставив себя выше Бога, и окаменел. В другом варианте этой легенды свалился в воду, простыл и тяжело заболел, а когда выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.
7. Змея-спасительница.
Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.
Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.
8. Противостояние императоров.
Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
9. Сон Майора Батурина.
Это самая известная легенда о «Медном всаднике». В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел.
Литературоведы также усматривают параллели между сюжетом этой легенды и поэмой Пушкина «Медный всадник». Кстати, монумент стали так называть с легкой руки поэта. На самом деле он отлит из бронзы.
10. Хранитель города.
В годы Великой Отечественной войны среди ленинградцев была популярна легенда, что, пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. И действительно, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Правда, «Медного всадника» все же укрыли от немецких бомб и снарядов: обшили досками и обложили мешками с песком.