«Восьмое чудо света» — Янтарная комната или «кабинет»

«восьмое чудо света» - янтарная комната или «кабинет» это уникальный и единственный в истории пример использования янтарного материала в монументальной работе. как известно, янтарь очень капризен и неустойчив, его «парадный вид» слишком зависит от

Это уникальный и единственный в истории пример использования янтарного материала в монументальной работе.

Как известно, янтарь очень капризен и неустойчив, его «парадный вид» слишком зависит от температуры и влажности. Сразу же после установки этого янтарного чуда вначале в Зимнем дворце для обслуживания янтарного кабинета был выделен специальный смотритель. Три крупные реставрации были проведены только в одном 19 веке, а уж мелких ремонтов никто не считал.

Янтарь – это слезы сестер Гелиад по поводу смерти брата – Фаэтона, легенда о котором известна своей аллегорией дерзости и гордыни. Боги, сжалившись над безутешными сестрами, превратили их слезы в капли янтаря. С конца 17 века это «золото» Балтики активно использовалось в качестве драгоценного материала, с ним напрямую связан и расцвет прусского искусства этого периода. Янтарным «центром» в Европе владели курфюсты Брандербургские.

Жена одного из них, коронованного впоследствии как Фридрих I, София-Шарлотта и считается «автором» идеи янтарной комнаты. Во всяком случае, именно в ее замыслы входило обустроить свою резиденцию янтарем. Начались работы, но через 8 лет заказчица умирает, а ее супруг вознамеривается увеличить проект до целой янтарной галереи в Ораниенбурге, где при одном из своих визитов готовые панели из янтаря увидел Петр I.

Историками отмечается восхищение императора и его желание иметь подобное у себя в Санкт-Петербурге. Сын Фридриха, Фридрих-Вильгельм, известный своей практичностью не хотел продолжать бесполезные и дорогостоящие проекты родителей и решил воспользоваться готовым в дипломатических целях. Он дарит в 1716 году янтарные панели для кабинета Петру I по поводу заключения с Россией союза. Пораженный император российский делает ответный подарок — в Пруссию отправляются 55 гренадер-исполинов и кубок из слоновьей кости, сделанный самим Петром.

Что именно собирался делать Петр с этим янтарным чудом точно неизвестно, но лишь при Елизавете янтарный кабинет приказано обустроить в Зимнем дворце. Так в 1746 году появляется комната для официальных приемов в Зимнем, а с 1755 она перебирается в новый Большой дворец в Царском Селе. Интересно, что переносят янтарные панели кабинета в бережно упакованных ящиках вручную из Петербурга за город. Однако выделенный для устройства янтарной комнаты зал оказался слишком большим по размерам, потому комната дополнительно украшается резьбой и зеркалами, а места «нехватки» затягиваются холстами и расписываются «под янтарь».

Окончательный вид янтарный кабинет приобретает при Екатерине II, на достройку кабинета уходит еще 450 кг. янтаря. В итоге три стены кабинета украшены янтарем, расположенным в три яруса. В центральном — находится аллегорическая композиция в технике флорентийской мозаики – Вкус, Зрения, Обоняние, Слух и Осязание. Такой выбор темы совсем не случаен, ведь именно янтарь наилучшим образом подходит для воплощения чувственных аллегорий. Известны его «уникальные способности» для оптических иллюзий и обмана зрения. Этот эффект янтаря умело использовали мастера интерьеров рококо.

В самой янтарной комнате еще помещались также комоды русских мастеров, китайский фарфор. В витринах демонстрировалось крупнейшая в Европе коллекция янтарных изделий, в уголке стоял столик из янтаря на изящной ножке.

Интерьер янтарной комнаты в основном сведен к показу янтаря, к материальной составляющей, поскольку никаких содержательных мотивов в нем особо нет. Интересно, что в обустройстве этого шедевра европейского интерьера принимало участие семь монархов, хотя испокон века величественность и великолепие имперских палат напрямую связывалось с золотом, а уж никак не с янтарем — капризным, ненадежным, трудоемким и «хлопотным» материалом.

Еще одна уникальность янтарной комнаты – это ее тайна. Похищение кабинета в годы войны, последняя его демонстрация в 1944г. в замке Кенигсберга и загадочное исчезновение после войны – все это рождало нешуточные волнение и поиски, многие годы влекло к разгадке тайны и специалистов, и власти, и простых людей.

К 300-летию Санкт-Петербурга всему миру предстала «обновленная», воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната, она располагается в Царскосельском дворце Екатерины.

Ваш комментарий