Мир красоты
…Когда я работаю с клиентами, мне постоянно приходится держать в своем психическом поле несколько «реальностей».
Отчасти я писала об этом, когда простыми словами рассказывала сыну, что такое контейнер.
В первую очередь, это контр-перенос. Я чувствую нечто особенное в каждом клиентском случае.
Иногда бывает так, что какие-то действия клиента вызывают раздражение – хотя он вроде бы нуждается в помощи и сочувствии,
но, чаще всего, бывает обратное – клиент кажется очень хрупким, «не выдерживающим» и нуждающимся в каких-то особых условиях. Вот эта «хрупкость» могла бы приводить к нарушению наших договоренностей, где я была бы жертвой, если бы я это не отслеживала.
Ну, к примеру, клиент опоздал – ну не хотел ведь! И так хочется его «пожалеть» и пойти навстречу, прибавив время. Или отменяет сессию – ну по очень важным причинам! Прямо накануне оговоренной даты или день в день. Опять же – так сложно ему отказать! Он как будто не выдержит, развалится, перестанет верить в терапию и конкретно в меня. А допустить этого.. не хочется.
А бывает даже так, что я отчетливо ощущаю …. Страх. Вот я сейчас не пойду навстречу его каким-то ожиданиям, и что-то будет… Будет наезд, обвинение, разочарование – с этими реакциями встречаться не хочется. Может, лучше «подстроиться» и сделать вид, что нарушения моих границ не было
…Еще одна «реальность» — это мой перенос.
Однако сейчас, ретроспективно оглядываясь на свой опыт, могу сказать, что его влияние на общий расклад сил намного меньше, чем принято думать.
Влияние переноса терапевта заметно в контакте только у начинающих терапевтов, с нулем личной терапии, у меня же — в каких-то критических ситуациях, когда меня «застали врасплох» внезапностью и стремительностью разворачивания процесса.
Строго говоря, это вариант сильно пограничного, на грани с психозом, клиента.
И, наконец, есть «человеческое» измерение. Когда я чувствую отклик, как полноценный и равный участник отношений.
И вот в этом месте, когда две мои реакции конфликтуют между собой, мне нужно сделать выбор. Что предъявить клиенту Что полезнее для него и что не разрушит меня И как лучше это сделать
Когда я решаю, могу ли я выдать клиенту «человеческую» реакцию, я принимаю во внимание весь бэкграунд, всю нашу с ним историю, мою оценку его ресурса на данный момент – может ли он выдержать открытую обратную связь
………………………………….
Однажды клиентка, с которой мы работаем третий год, отменила сессию. А потом еще и сделала перерыв в терапии на месяц. После перерыва, она рассказывает о своих «новоприобретениях»:
— Я позволила себе отменить сессию (со мной — автор), и вдруг почувствовала такую свободу! Свободу от долга, но в первую очередь – от страха.
— От какого страха
— От страха тебя разозлить… Я боялась, что ты разозлишься, и поэтому была очень аккуратной и хорошей девочкой. Ходила на терапию.
— Ты аккуратно посещала сессии, чтобы не разозлить меня Не для себя
— Нет, конечно, для себя… Но я этого не чувствовала. Для меня было главным — сохранить отношения, быть хорошей!
А теперь я вижу, что ты не обиделась, не прогнала меня, мы общаемся! Наши отношения сохранились, несмотря на то, что я была плохой!
..Слушая ее, отмечая важность сепарации клиентки от грозных родительских фигур, которую она проживала «через меня», я одновременно думаю: выдержит ли она мою «правдивую» обратную связь
Она была очень хрупкой, когда ко мне пришла, и не выдерживала даже моего взгляда в упор, не говоря уже о моих «негативных» чувствах по отношению к ее действиям.
В конце концов, решаю, что рискну. Вместе мы справимся.
— Вообще-то я разозлилась, когда ты отменила сессию.
…Женщина как будто проглотила последние слова, на секунду запнулась и попыталась перевести разговор на другую тему.
— Как тебе то, что я сказала
— Ужас, как будто все закачалось под ногами… Все мои права снова куда-то улетучились…
— Ты испугалась Чего Что я в своей злости отвергну тебя Не смогу с ней справиться Ты снова станешь плохой и бесправной
— Да…
— Послушай, я разозлилась по одному конкретному поводу, но я не подвергаю сомнению отношения в целом… И ты не меняешь своего качества для меня: я по-прежнему дорожу тем, что мы делаем вместе… И тобой.
И все же было нарушение договоренности, и я разозлилась.
На пять минут.
А тебе кажется, что моя злость так велика, что угрожает отношениям и тебе. Ты чувствуешь… несоответствие
— Кажется, чувствую.
…..Мы еще какое-то время говорим о том, что нарушения договоренностей могут повлечь за собой последствия, но не столь фатальные, как это казалось ей из ее детской проекции.
В конце концов, она говорит:
— Кажется, я вернулась в реальность.
Это было трудно и страшно, но у меня больше нет фантазии, что можно жить, никогда не задевая ничьих границ.
И тогда… важно, как именно реагирует другой человек…
Наделяет ли он меня «плохостью» или сообщает о своих чувствах в связи с моими действиями…
….Два года принятия и поддержки, наконец, приводят к тому, что даже очень «хрупкий» человек накапливает ресурс для того чтобы выдерживать открытый «человеческий» контакт.
P.S. Дорогие читатели, которые не в терапии! Перенос, контр-перенос невозможно контролировать, они «приходят» в поле помимо воли терапевта и клиента. Их можно только отслеживать, и даже с пользой — они во многом помогают восстановить родительский сценарий клиента.
Автор: Вероника Хлебова