Мир красоты
Одним из ярко выраженных признаков пограничной личности является то, что Кернберг называет синдром » диффузной идентичности».Что это такое
Очень понятно описывает этот феномен Отто Кернберг.» Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я и значимых других.Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других – все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других.В отличие от невротических структур, где все Я-образы (и “хорошие”, и “плохие”) интегрированы в цельное Я и все “хорошие” и “плохие” образы других могут быть интегрированы в цельные образы, в психической организации пограничной личности такая интеграция не осуществляется, так что все Я – и объект-репрезентации остаются нецельными, взаимно противоречащими когнитивно-аффективными репрезентациями. Терапевту очень трудно представить себе пациента одним целостным человеком
«Одним из маркеров пограничной организации личности является так же примитивная психологическая защита, которая называется расщепление.
«Возможно, ярче всего расщепление проявляется тогда, когда все внешние объекты делятся на “абсолютно хорошие” и “абсолютно плохие”, причем возможны внезапные переходы от одной крайности к другой, когда неожиданно все чувства и мысли, относящиеся к конкретному человеку, становятся прямо противоположными тем, что были минуту назад. Резкие постоянные колебания между противоречивыми Я-концепциями – еще одно проявление механизма расщепления. Внезапные скачки восприятия во время диагностического интервью, когда у пациента полностью меняется образ терапевта или самого себя, или непересекающиеся между собой противоположные реакции пациента на одну и ту же вещь – все это проявления механизма расщепления в ситуации здесь-и-теперь. Усиление тревоги пациента в ответ на попытку терапевта указать ему на эти противоречия в восприятии себя или в объект-репрезентациях также свидетельствует о работе механизма расщепления. Попытки прояснения, конфронтации и интерпретации этих противоречивых аспектов Я – или объект-репрезентаций активизируют механизм расщепления во взаимодействии здесь-и-теперь, а также показывают функцию этой защиты (усиливает она или снижает тестирование реальности) и черты ригидности характера, из-за которых расщепление “фиксируется” и становится устойчивой проблемой.» ( Отто Кернберг «Тяжёлые личностные расстройства»
)Иногда выделяют 3 так называемых «игры» пограничных личностей
1) « Я тебя ненавижу – не бросай меня». Здесь источник плохих ощущений, неудовлетворенности в жизни, трудностей и неудач поочередно приписывается то партнеру ( ребенку, родителю, учителю, врачу и т.п.) то себе. Больше «попадают» те, что больше с человеком таким общается и меньше защищен от него.
2)« Ярлык». Это попытка как-то систематизировать происходящие вокруг события, сделать из них схему-карту, которая служила бы картой в море негатива. Негатив объясняется с точки зрения личности либо партнера или другой значимой личности или же с точки зрения качество характера самого «пограничника». Неудовлетворенность может списываться на « слабоволие и бесхребетность мужа». Либо же наоборот, сразу идет в ход определение, что у ребенка проблемы потому что « я хреновая мамаша.
3) « Ты во всем виноват» Вообще, не смотря на то, что гнев пограничной личности часто обращается на себя, но таки как бы он там внутри не бродил замысловатыми дорожками его восприятия, в конце-концов он вываливается в виде заряда эмоций на зазевавшихся граждан. Даже если я «несчастный и никчемный, ничего не стоящий человек» потому, что «ты довел меня до такого состояния».
Источник: