КОГДА ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ НЕ БЫЛ УСВОЕН

КОГДА ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ НЕ БЫЛ УСВОЕН Если человек не умеет определять границу свою и чужую, то то, с чем он сталкивается в первую очередь - это с тем, что, как слон, ходит по чужой территории, и,

Если человек не умеет определять границу свою и чужую, то то, с чем он сталкивается в первую очередь — это с тем, что, как слон, ходит по чужой территории, и, собственно, за это и получает по голове. Но в обычном пограничном обществе так поступают все. Если это ребенок делает — это понятно, он еще не умеет. Но если это делает взрослый, и на словах он не понимает, то я не вижу другого способа дать ему знать, что он делает, кроме как крепко наступить сапогом на его территорию, чтобы почувствовал обратную связь.
Но самое лучшее, все-таки, не это. Самое лучше — это изоляция: когда человек не в состоянии со-существовать, со-трудничать, то возможность побыть в одиночестве, почувствовать себя отвергнутым очень помогает начать понимать, чем сотрудничество ценно и почему так важно быть внимательным к границам других людей. Если, конечно, на это хватает мозгов.
Очень многие психологи отстаивают версию, что можно научиться жить в обществе, минуя опыт отвержения, стыда и вины. Нельзя, я считаю. Негативный опыт обучает. Вопрос в форме проявления негативной обратной связи, а не в её наличии или отсутствии. И чем тупее человек, тем более грубую обратную связь он получает, потому что тонкая в его сознание не проходит.
Наступание на одни и те же грабли, повторение одного и того же опыта — это показатель того, что предыдущий опыт усвоен не был. То есть, не было уделено достаточно времени и усилий, чтобы его тщательно проанализировать и усвоить. Человеку кажется, что он понял, о чем был урок, но на самом деле, он не понял: или он сделал вывод, который его ничему не обучает новому, а закрепляет старое, или его «понимание» длилось ровно пять минут, и выветрилось так же быстро, как и появилось: в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Это говорит о том, что у человека очень маленький внутренний объем, в котором более глубокая душевная работа не умещается, он не способен углубиться настолько, чтобы дойти «до дна» этого знания, до самого его корня, и раз и навсегда сменить всю структуру своего восприятия и поведения. Ему кажется, что то, что он «понял» — этого достаточно, и можно дальше не трудиться, не усваивать и не копать.
Углубление сознания похоже на добывание руды: нужно шаг за шагом углубляться в «твердь» своего автоматизма, разрушая привычные нейронные связи и освобождая место для свежего воздуха, а добытую руду перерабатывая в золото мудрости. Гораздо проще просто прикинуться хорошим учеником, умненьким и сказать «я все понял», а потом снова наступать на те же грабли.
От человека, который не усваивает опыт и не умеет управлять своими аффектами, слово «извини» звучит как издевка. Потому что точно знаешь, что продержится он очень короткое время, и начнется все сначала.
Сложность с тем, чтобы остановиться и по-настоящему переварить опыт, связана с тем, что в принципе останавливаться никак невозможно: тревога, страх, стыд, вина, гнев просто не дают человеку возможности остановиться и начать медленно изучать, что произошло. Его несет, он хочет «побыстрее» решить проблему. То есть, не переваривая проглотить. И базовая вещь, которая необходима для тщательного извлечения опыта из жизненных уроков — это умение управлять своими аффектами.
@ Нина Рубштейн

.

Ваш комментарий