«Если другой человек не знает, как обо мне позаботиться, значит он не разделяет моих культурных норм = он невоспитан» — распространенное заблуждение многих женщин

 

Если другой человек не знает, как обо мне позаботиться, значит он не разделяет моих культурных норм = он невоспитан - распространенное заблуждение многих женщин В этой мысли смешано сразу

В этой мысли смешано сразу несколько удивительных представлений о мире:
а) Что другие люди могут догадаться, в чем я нуждаюсь;
б) Что другие люди должны априори разделять со мной одни и те же культурные нормы (не путайте с нормами нравственными!!!);
в) Что если человек не соблюдает моих культурных норм — он невоспитан, плох.
а) Догадаться о том, что с нами происходит, может только мама на первом году жизни. Это входит в ее материнскую роль. И она действительно может догадаться, если будет достаточно внимательна, поскольку потребности младенца невелики и просты: пописать, поспать, покушать, попить, покакать, неудобно лежать или сидеть, больно, жарко, холодно и так далее. Чем старше мы становимся, тем больше потребностей у нас, тем более они уникальны, индивидуальны и многообразны.
Например, мама может не догадаться, что ребенок нуждается в том, чтобы его защитили; что он нуждается в поддержке в сложной эмоциональной ситуации; что он нуждается в разъяснениях чего-либо, и так далее.
Соответственно, другие люди об этом понимают еще меньше. Все, что может другой человек по отношению к нам — это фантазировать о том, в чем мы нуждаемся или проецировать свои собственные нужды на нас. Таким образом, если другой человек не догадывается о том, в чем мы нуждаемся, совершенно бессмысленно от него этого ждать, намекать, подмигивать и прочая. Гораздо меньше усилий вы затратите, если просто скажете о том, что вам нужно.
Однако, до тех пор, пока вы думаете, что другие люди должны угадывать ваши нужды так же, как это делала мама в младенчестве, то, вполне вероятно, что вы столкнетесь с мыслью: «Раз он (она) не догадался — значит не любит меня, не ценит» и пораните себя сами этой мыслью безо всякого основания. А еще вам в голову может прийти другая мысль: «И я не стану просить о том, в чем нуждаюсь, иначе ведь если ОН СДЕЛАЕТ ЭТО, ТО ЭТО УЖЕ НЕ БУДЕТ ЦЕННЫМ! Он сделает это не ради меня, а потому что я попросила». Эта идея меня всегда поражала. То есть, если я прошу, то другой уже делает это не ради меня А ради чего Ради кого
б) Совершенно невозможно ожидать, чтобы другие люди разделяли со мной одни и те же культурные нормы. И это связано с тем, что наше общество очень сильно перемешано по социальному, национальному, религиозному, статусному, финансовому, географическому и прочим признакам. То есть, не найдется ни одного человека в настоящее время, чьи культурные нормы были бы идентичны нашим на 100%. Технический прогресс уменьшил планету Земля, мы перемешались и стали максимально уникальными, насколько это возможно.
в) И если другой человек воситан иначе — это не значит, что он воспитан плохо. Та норма, которая подходит мне, может абсолютно не подходить другому. Если для русского человека приехать на чей-то праздник без предупреждения — это приятный сюрприз, то для европейца — это неприятная неожиданность. И так далее.
«Что такое хорошо и что такое плохо. Становлюсь ли я плохой девочкой от того, что делаю что-то, что от меня не ожидают»
Хорошо или плохо то ли иное действие, слово, явление, состояние — зависит от контекста. Довольно часто можно наблюдать, как человек, рассказывая свою историю и вынося суждение о том, что хорошо, что плохо, теряет огромное количество деталей контекста, фона.
Фон (контекст) придает смысл фигуре (тому, на что направлено наше внимание). Стоит добавить или удалить элементы из контекста, и смысл видимого меняется.
Например, участница тренинга рассказывает: одна знакомая приехала в гости на день рождения, а хозяева отказали ей в угощении. И она говорит: плохие хозяева. При этом, она удаляет детали контекста, думая, что они неважны: что гости приехали без предупреждения; что гости являются не близкими родственниками и не друзьями; что хозяева вполне себе могли хотеть камерного семейного праздника.
Каждый из нас может столкнуться с тем, что расстраивается и страдает не от того, что есть в реальности, а от того, каким смыслом мы наделяем ситуацию и какие элементы контекста мы игнорируем.
Нина Рубштейн

Источник

Ваш комментарий