КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША УМЫВАТЬСЯ, МЫТЬ РУКИ И ЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Одна из основных задач родителей – помочь освоить малышу основные гигиенические навыки. Не стоит даже говорить о том, что привычка ухаживать за собой является основой сохранения здоровья и цивилизованного существования в любом обществе. Мария Монтессори была убеждена, что умение ребенка ухаживать за собой является основой для формирования самоуважения. Именно поэтому в классах, работающих по методике Марии Монтессори, педагоги учат детей мыть руки, расчесываться, чистить нос и т.п., а не делают за них это сами. И, конечно же, не стоит забывать, что самостоятельное выполнение даже элементарных действий по уходу за собой развивает координацию ребенка, самостоятельность, независимость от взрослого.

С КАКОГО ВОЗРАСТА СТОИТ УЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО УМЫВАТЬСЯ, МЫТЬ РУКИ, ЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Монтессори выделяла период формирования у ребенка представлений о порядке и аккуратности, который длится приблизительно от 2 до 4 лет. В этот период для ребенка особенно важно постоянство, определенный предсказуемый уклад жизни. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми, перенимает нормы поведения, принятые в семье. Для него особенно значимо становится то, что у всех вещей есть свое место, у предметов – свое назначение. Именно поэтому данный период благодатен для усвоения навыков ухода за собой.

КРАЙНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УХОДУ ЗА СОБОЙ БЫЛИ:
✔ Регулярны. Например – чистим зубы два раза в день (первый раз – после завтрака, второй – после ужина). Всегда!
✔ Происходили в одном и том же месте, с использованием одних и тех же предметов, которые доступны ребенку. У ребенка должно быть свое место в ванной (уголок на полке, корзинка) где лежат его зубная щетка, паста, стаканчик и т.п. Имеет смысл обзавестись подставкой для того, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать до крана, повесить его личное полотенце на доступную высоту. Все предметы должны быть по руке малыша.
✔ Все члены семьи должны поддерживать установленный порядок ухода за собой. Будет отлично, если малыш сможет видеть, что и мама, и папа, и брат или сестра – все чистят зубы (и делают это правильно), расчесываются, моют руки!

КАКИЕ ПРИЕМЫ СУЩЕСТВУЮТ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ УХОДА ЗА СОБОЙ
✔ Презентация. Классический метод обучения в рамках методики Марии Монтессори – это медленный, немногословный показ действия (презентация). Обычно сначала все действие показывает взрослый, а потом предлагает повторить ребенку. Но можно действовать и «шаг в шаг».
✔ Собственный пример. Обращайте внимания ребенка на то, что вы делаете в рамках ухода за собой, предоставляйте ему возможность наблюдать. Например, придя с улицы, вы можете громко сообщить, что пошли мыть руки. Отметить, что папа почистил зубы и теперь его зубки останутся здоровыми и красивыми.
✔ Игра. Можно чистить зубы друг другу, или поиграть в «Кто дольше сможет чистить зубы» (для любителей просто обсосать щетку). Конечно же, тут помогут и стихи, и потешки.
✔ Наглядные материалы. Сейчас много книг, плакатов, мультфильмов, помогающих освоить навыки ухода за собой.

Возможно, малыш освоит гигиенические навыки не сразу, но он обязательно научится, если родители проявят последовательность и фантазию.
Теперь у Вас не будет проблем с тем, как научить ребенка чистить зубы, умываться и мыть руки!

Ваш комментарий