Мир красоты
Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родителя обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика.
художник Василий Перов картины — 18Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса
Барон Кридинер был человеком весьма не сдержанным на язык – любим колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск. В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас. В Арзамасе семейство поселилось у родственников.
В период арзамаского жития-бытия барон получил место управляющего крупным имением, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия. Через три месяца обучение живописью закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца» . На этом обучение закончилось.
А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.
В 1853 году Перов поступил в Московскую школу живописи и ваяния в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Уже во время учебы Василий получил свою первую серебряную медаль за один из своих эскизов. Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни.
А последней работай в Московской школе живописи стала картина «Первый чин», за которую Перов получил малую золотую медаль.
Прошло совсем немного времени и в обществе начинают активно обсуждать работы некоего молодого художника Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Проповедь на селе», — унаследовал художник от папеньку страсть к колкой шутке. Именно так восприняло картины художника общество и Священный синод. Скандал удалось замять вручением Василию Перову золотой медали и стипендии на обучение в Европе за государственный счет.
Перов отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России. Тем не менее, Василий много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. В конце концов, его просьбы были удовлетворены.
Вернувшийся в Россию Перов, очень скоро, поражает публику своими новыми картинами – каждая следующая представленная публике работа с восторгом встречается любителями живописи, а особенно молодежью и прогрессивными литераторами. А консерваторы негодуют. «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» — эти работы обличают, заставляют задуматься о жизни народа.
В 1866 году Перов дослужился до степени академика живописи, в 1870 – он уже профессор, а потом и преподаватель знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были: А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров, С.А. Коровин, Н.А. Касаткин. За одиннадцать лет преподавательской деятельности Василий Григорьевич Перов стал учителем для огромного количества талантливых юношей, которые впоследствии прославили русскую живопись.
Некоторое время художник работал с Товариществом передвижных художественных выставок, но вскоре разочаровался в товариществе, увлекся портретом, начал писать картины на исторические и мифологические темы.
Однако, историческая и мифологическая живопись Перова была принята прохладно, чего нельзя сказать о портретах, которые действительно поразили критиков и искусствоведов, которые заговорили не только о высочайшем художественном уровне, но и о глубоком психологическом подтексте каждой работы.
Увы, но Господь Бог отмерял художнику короткий век – Василий Григорьевич заболел чахоткой и в июне 1882 года художника не стало. Его прах был похоронен на кладбище Донского монастыря.