Мир красоты
Гюстав Моро. Ева
Первая земная женщина рассматривается мною в рамках библейской истории. Возможны и другие варианты, но эту историю я знаю лучше, чем все остальные, и потому разговор о первой женщине пойдет в рамках библейской матрицы. Тем более, что именно она определила на многие столетия отношение к женщине вообще и не только в иудейской, но и в христианской, и в исламской традициях.
Библия задает вполне конкретный архетип женщины с ее очарованием, способностью совращать и быть совращенной. В Ветхом Завете Творение рассматривается как постепенное и последовательное разделение единого целого на более конкретные его стороны.
Так, по мере удаления от начальной точки творения («вначале…»), появляются свет, светила, день, ночь, звезды, вода, суша, моря, растительность, птицы, животные, и, наконец, человек. И все это было хорошо. Первое «нехорошо» появилось, когда Бог увидел одиночество Адама: нехорошо человеку быть одному.
Последним актом Творения становится таким образом сотворение женщины. Только после этого Бог успокоился и почил, удовлетворенный делом рук Своих. И, как ни крути, получается, что вершиной Божественного творения является женщина.
Но в этой точке грандиозной картины сотворения мира вкралась небольшая асимметрия: если творились птицы, то в паре, если животные, то по двое — чтобы плодились и размножались. В случае же с первой женщиной все очень запутанно. В первой главе Ветхого Завета читаем:
«Бог сотворил их: мужчину и женщину, и сказал им «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Во второй главе Бог говорит: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Вроде как Пятницу для Робинзона. И далее следует рассказ о ребре Адама. Вот это и вызывает много вопросов, и не только у читателей, но и у раввинов: так все-таки одновременно или последовательно, для продолжения рода или чтобы избавить Адама от одиночества
Можно толковать и так, и эдак. Ясно одно: в первом случае мужчина и женщина равноправны, во втором – нет: женщина лишь приложение к мужчине и его продолжение. Библия допускает оба варианта толкования. Интересно, что Мидраш так описывает создание женщины:
Веронезе. Сотворение Евы
«…когда Всевышний создавал женщину, то все время повторял, что она должна быть скромна. Поэтому не сделал ее из глаз, чтобы она не смотрела, куда не нужно, из рук, чтобы не трогала, чего не нужно, из ног, чтобы не ходила, куда не следует, из языка, чтобы не говорила лишнего. А ребро всегда закрыто рукой, то есть самое скромное место в теле человека».
Женщина в этом случае существо, которое приходит, чтобы с ее помощью кто-то что-то смог сделать. В Мишне есть такая притча. Когда Бог сотворил дневное и ночное светило, Солнце и Луну, они были одинаковых размеров. Тогда Луна пришла к Всевышнему и сказала:
«Два царя не могут иметь одну и ту же корону». Всевышний согласился с ней и ответил: «Иди и уменьши сама себя».
М.Шагал. Адам и Ева
Так с тех пор и повелось: женщина научилась себя уменьшать, чтобы освободить место для мужа и детей, чтобы дать мужу почувствовать свою важность. Рассказ о творении первой женщины формирует понимание, какими должно быть супружество и семейные отношения. На библейском основании строится бракосочетание не только в иудаизме, но и в христианстве.
Итак, первая женщина получила имя Ева, что значит та, кто дает жизнь. Ева — первое имя, появившееся в Библии. Адам – не имя, в переводе с иврита оно означает человек, человек вообще. Это то, что мы знаем о происхождения мужчины и женщины.
Дальше начинается ключевой эпизод – встреча Евы и змия. Он определил последующие отношения между мужчиной и женщиной. На нем остановимся подробней. Во-первых, что очень важно, заповедь есть плоды от всякого дерева, кроме плодов дерева познания зла и добра, дается Богом Адаму, а не Еве. Дается, видимо, не случайно: Всевышний допускает мысль, что Адам может вкусить запретный плод.
Ясуо Куниёси. Адам и Ева
Адам передает эти слова Еве, но… с маленьким дополнением от себя: нельзя не только есть, но и дотрагиваться. Вот это маленькое добавление, которое вроде бы, по мысли Адама, должно было оградить от падения, сыграло с Евой, а в конечном итоге и с ним, злую шутку. Вывод – всякое посредничество в отношениях человека с Богом чревато искажением. Но почему тогда все-таки виноватой считается Ева
Итак, Ева прогуливается по райскому саду, наслаждаясь его красотой. И тут видит, что под запретным деревом сидит змий, говорящий и с ногами. Словом, совсем как человек. И спрашивает ее, ласково так: «А правда, что Бог разрешил есть от всякого древа, кроме этого» Ева вступает с ним в разговор.
Она начинает доказывать, что Бог прав и нельзя не только есть, но даже дотрагиваться до плодов этого дерева («смертью тут же умрете»). Тогда змий протягивает ей яблоко и говорит: «Попробуй, прикоснись. Ничего не случится, вот увидишь». Она дотрагивается и видит: действительно, ничего страшного не произошло.
Снейк. Искушение Евы
Тогда змий делает следующий шаг и говорит, что Бог не прав, Он обманул, потому что когда Адам и Ева попробуют плоды от дерева познания, у них откроются глаза и будут они как боги, знающие зло, и добро. Ева поверила — ничего же не произошло, когда она потрогала яблоко, и теперь она его ест.
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Всё. Теперь, кто в чем виноват Адам однозначно виноват в том, что дал повод змию спровоцировать Еву словами «Нельзя трогать». Трогать можно, есть нельзя. Ева виновата в том, что вступила в контакт со змием, т.е. в болтливости и излишнем любопытстве. Ей захотелось поговорить с тем, с кем в принципе нельзя разговаривать, хотела узнать что там, за пределами дозволенного.
Иероним Босх. Адам и Ева в Эдемском саду
Змий – это воплощение Абсолютного зла в человеческом обличье, а убеждать Абсолютное зло в правоте добра, бесполезно. Его просто нужно уничтожать или, как минимум, не вступать с ним в контакт, ибо у зла одна цель — творить зло, зло – это его идеология. И перевоспитывать ядовитую змею – бесполезно, ее надо убивать.
Когда Бог, заподозрив неладное, начал вопрошать Адама, почему он спрятался от Него, тот не нашел ничего лучшего, как переложить вину на жену, которую ему дал Бог. Все вокруг виноваты: и Бог, и жена, и змий, только Адам ни в чем не виноват. Ева тоже перекладывает вину на другого — на змия.
Интересно, как наказывает Бог всех троих. Змия лишает ног (а ноги – это свобода передвижения) и вложением в язык яда; Еву – болезненной беременностью, тяжелыми родами и влечением к мужу: «он будет господствовать над тобой»; Адама – смертностью и трудами в поте лица своего. Но Бог дает и утешение: придет день, когда семя жены сотрет семя змииное, т.е. указал на приход Спасителя.
Гиви Сипрошвили. Адам и Ева
Ева не смогла противостоять змию, познание добра и зла из теоретического перешло в практическую плоскость: оно вошло внутрь человека и стало частью его опыта. Причем добро и зло перестали существовать по отдельности, они оказались смешанными. Теперь, чтобы их разделить, требуется приложить немало труда. Зло приходит всегда в блестящей упаковке.
У первой женщины была альтернатива: довериться Богу из любви к Нему: раз сказал нельзя, значит, нельзя, но она решила проверить, так ли это и доверилась змию. Да, он сказал правду, но не всю, а полуправда – та же ложь. Вкушение плодов с заповеданного Древа означало утрату прежних отношений между супругами, между мужчиной и женщиной, замену их другими, где наслаждение и желание стали главными.
Вот об этих последствиях змий и умолчал. Так первая женщина, польстившись на красоту и ласковые слова, оказалась причиной и жертвой кардинальных изменений в отношениях не только с мужем, но и со всем миром.
Микеланджело. Искушение Евы и изгнание из рая
Тина Гай
Интересно Поделитесь информацией!