Мир красоты
Цикл картин создан в 1903 году.Чюрленис был живописцем-фантастом. Но наиболее подходящее для определения его живописи слово – фантасмагория. Художник создает настоящий космос, в котором причудливым образом переплетаются звуки, краски и формы. Человеку в нем просто не остается места. Именно поэтому он изображает не людей, а фигуры по шаблонным лекалам.В мире живописца душа и лицо отсутствуют. Зрители не видят в этом ничего странного или неестественного. Фантасмагория просто не оставляет человеку места.
На первой картине можно увидеть народ, который собрался у ворот города. Здесь стоит гроб. Они солидарны в этом горе. Создается впечатление, что все неодушевленные предметы ожили на полотне. Весь город выражает соболезнование.
На второй картине на первом плане зритель видит гроб. Это очень страшный и сильный аккорд, который стремится воззвать к самому солнцу. Призыв не остался без ответа, поэтому постепенно темнеет.
Люди, бесконечная колонна людей, все до единого одетые в одинаковые траурные одежды, не во исполнение светского долга, а из искреннего сострадания все, как один, потупили головы,- они отправились в долгий путь, чтобы в достойном месте похоронить умершего.
Эффектные похороны… И краски им соответствуют.
Люди бредут на кладбище. Они, словно потухли. Становится предельно ясно, что их судьба такая же.
Смерть одного человека может так всколыхнуть всех только при условии, что они сосредоточены на себе самих. Личность ценна в собственных глазах. Утонченная и глубокая жизнь обязательно контрастирует с неизбежным страшным концом.
Опустевшая комната… Опустевший стол своею чернотой напоминает о гробе, наверное, здесь еще недавно покоившемся. А фигура в длинном платье, оцепеневшая перед пустым столом, вероятнее всего — вдова.
Только в этой, завершающей картине открывается окончательная суть всего — пустота. Осталось изначальное — одиночество. Его не выкричишь, не выплачешь, не переживешь. Оно навсегда. Неизбывно.