Мир красоты
Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато. Местные жители называют данный район Чинтал. Читральцы гордятся своей историей — в прошлом Читрал был одной из важнейших вех на Великом шелковом пути. Другим важным событием в истории было противостояние русских с британцами в XIX веке. В то время симпатии местного населения разделились — одни были за русских, другие за англичан. Британцы пугали местных жителей русскими солдатами и активно строили форты, а после образования Туркестанского края в 1880-х годах заблокировали дороги. Граница Российской империи проходила совсем рядом — до Таджикистана отсюда всего несколько десятков километров.Здесь проживает уникальный и загадочный народ — Калаши, который пришел сюда много тысяч лет назад.
Их уникальность заключается в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось сохранить свою этническую уникальность и не ассимилироваться с преобладающим этносом.
Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек — они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов). В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита
В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»). Предположительно, что они пришли на эти земли еще со времен пророка Зарашустры, т.е. 3500 лет тому назад. Факты говорят о том, что пророк Зарашустра, создавший древнейшее религиозное учение на земле, происходил из киммерийского ( Кимры, древнейший город Руси) рода и перипетии его биографии имеют самое непосредственное отношение к праистории России. Другие ученые считают, что калаши сами были захватчиками и оккупировали этот район где-то в глубине веков. Среди калашей распространена похожая версия — они считают, что пришли из далекой страны Циям, но где находилась эта страна, установить сейчас вряд ли удастся. Являются ли калаши потомками воинов армии Александра Македонского, также доподлинно неизвестно. Неоспоримо лишь то, что от окружающих их народов они явно отличаются. Более того, в недавно проведенном исследовании — совместными усилиями Института общей генетики имени Вавилова, университета в Южной Калифорнии и Стэндфордского университета — по сбору и обработке огромного объема информации по генетическим связям населения планеты калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе. По другой версии, калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан. У самих калашей единого мнения по поводу своего происхождения нет, но в разговорах об этом вопросе с чужеземцами, они чаще отдают предпочтение версии македонского происхождения.
Калаши живут рядом с мусульманами. Но, женщины – калаши не носят паранджу. Им удалось выжить и сохранить свою религиозную и этническую идентичность в исламском мире, несмотря на насильную исламизацию, которая была начата в 1320 году, когда шах Надир Райс (Shah Nadir Rais (или Raees)), правитель Гилита – важнейшего города на Великом шёлковом пути, завоевал калашей и стал насильно обращать их в ислам. Кстати сказать, древние правители этого города и территории Гилит-Балтистан имели титул Ра, затем они стали зваться ХиндуРас (Hindu Ras), что возможно говорит о том, что они были индуистами, а в 13 веке они приняли ислам и сменили династическое имя Ра-Рас-Райс (Ra-Ras-Rаis) на Тракхан (Trakhan). Энергичная исламизация калашей длилась вплоть до начала 20 века и поставила их на грань истребления. В 18-19 веках мусульмане развернули против калашей настоящий геноцид – вырезали тысячами. Все, кто отказывался обратиться в ислам или тайно продолжал исповедовать свою религию, в лучшем случае, изгонялись с плодородных земель в горы, но чаще всего – физически уничтожались.
Английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший калашей в 1889 году и проживший там около года, оставил материалы о быте калашей и их религии . По его наблюдениям можно обосновано утверждать, что их религия – напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев. Калашский пантеон сложно соотнести с верованиями древних греков, хотя и у них есть верховный бог Дезау и множество других богов и духов-демонов. Общение с богами происходит через дехара, жреца, который совершает жертвоприношения за м