Московская область. Музей-усадьба Абрамцово.

С этой маленькой усадьбой на высоком берегу подмосковной реки Вори связано столько знаменитых имен, что представить без нее русское искусство просто невозможно.

История усадьбы Абрамцева

Абрамцево впервые упоминается в документах конца 16-ого века. В 18-ом веке хозяином Абрамцева был Федор Головин, сподвижник Петра Первого. Сменилось несколько владельцев, и в 1843 году усадьбу приобрел Сергей Тимофеевич Аксаков. Для писателя Абрамцево стало райским уголком, где он отдыхал от суеты, наслаждаясь природой. Прилегающий к усадьбе парк живописно спускался к реке. В окрестных лесах водилось множество дичи. Река и пруды изобиловали рыбой. Аксаков был страстным любителем охоты и рыбалки. Талант рассказчика в сочетании с этими увлечениями позволил ему написать удивительные «Записки ружейного охотника» и «Записки об ужении рыбы». В Абрамцеве его навещали Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие известные люди. После смерти Аксакова имение опустело.

В 1870 году С. И. Мамонтов купил усадьбу у дочери писателя. Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы оба были выходцами из старинных купеческих родов. Отец С. И. Мамонтова занимался разработкой нефтепромыслов в Баку, основал акционерное общество для строительства Московско-Ярославской железной дороги. Он ввел сына в правление общества. После его смерти Савва Иванович стал председателем правления. После покупки Абрамцева семья Мамонтовых деятельно принялась за обустройство имения. Все здесь обветшало, пришло в упадок и требовало перестройки.

В 1870-е годы был отремонтирован центральный дом, заново выстроены служебные флигели, конюшня, каретный сарай. Была устроена теплица и оранжереи. За пределами усадьбы построили скотный двор. Мамонтовы организовали в округе школу и больницу. Чтобы местная молодежь не покидала родные места в поисках заработка, при школе открыли столярную мастерскую.

Предприниматель Савва Мамонтов живо интересовался различными направлениями искусства, был творческой натурой. Обучаясь в Московском университете, он играл в театральном кружке. Руководил кружком А. Н. Островский. Мамонтов учился пению в Милане, изучал основы живописи в Риме.

Круг знакомых семьи Мамонтовых получил название «Мамонтовский художественный кружок». В него входили И. Е. Репин, братья Васнецовы, В. А. Серов, брат и сестра Поленовы, К. А. Коровин и другие известные художники. Абрамцево стало для членов кружка вторым домом и мастерской. Многие известные нам с детства шедевры были созданы именно здесь.

В Абрамцеве В. Серов написал «Девочку с персиками», В. Васнецов – «Богатырей» и «Аленушку», И. Репин – «Не ждали». У Елизаветы Григорьевны возник замысел – собрать в Абрамцеве различные виды изделий народного искусства. Создание этой коллекции стало поводом к появлению мастерской, в которой изготавливались резная мебель и другие деревянные предметы быта.

Художница Е. Д. Поленова несколько лет руководила работами и создала для мастерской множество эскизов. Позже в усадьбе появилась керамическая мастерская, которую возглавил М. А. Врубель. Были изготовлены изразцы для печей, множество декоративной посуды и керамической скульптуры. Изделия абрамцевских мастерских пользовались большим спросом в Москве, Санкт-Петербурге и даже получали премии на Всемирной парижской выставке.

В Абрамцеве существовал домашний театр, режиссером которого был хозяин. Савва Иванович иногда выступал и в роли драматурга. Эскизы костюмов и декорации изготавливали Васнецов, Поленов и другие художники. На территории усадьбы появилась скульптурная мастерская. Была выстроена церковь Спаса Нерукотворного, авторами проекта стали В. М. Васнецов и В. Д. Поленов.

В 1899 году судьба С. И. Мамонтова трагически изменилась. Он был обвинен в растрате и на несколько месяцев заключен в тюрьму. Суд присяжных оправдал его, но Мамонтов оказался полностью разорен. Многое из его имущества и многочисленных коллекций было продано за долги. К счастью, Абрамцево принадлежало по документам Е. Г. Мамонтовой, имение удалось сохранить. После смерти Елизаветы Григорьевны усадьба перешла к дочери Александре, а в 1917 году была национализирована.

Александра Саввишна в 1918 году получила от государства охранную грамоту и стала первым хранителем Абрамцевского музея. В 1930-е годы на территории Абрамцева находился дом отдыха для деятелей искусства.

Во время войны в усадьбе размещался госпиталь. Экспонаты музея были перевезены на хранение в Загорск. После войны Абрамцево делили между собой санаторий Академии наук и музей.

Наконец в конце 1970-х годов территория усадьбы полностью перешла во владение музея. Сейчас посетители музея могут осмотреть центральный дом, колоритные деревянные здания на территории усадьбы – баню-теремок, беседку, известную как «избушка на курьих ножках», мастерскую. Церковь также открыта для посещения. Рядом с церковью находится фамильная усыпальница семьи Мамонтовых.
Здесь слились воедино очарование природы и высокая духовность человека, воплотившаяся в творчестве.

Ваш комментарий