Мир красоты
Барбара Аполония Халупец, больше известная под псевдонимом Пола Негри, была одной из ярких звезд немого кинематографа. Ее карьера начиналась с ролей роковых красоток, а закончилась предложениями исполнить «побитых жизнью» женщин.
Несбывшиеся мечты
О дате рождения Полы Негри долгое время ходили жаркие споры. По словам актрисы, она родилась в «последний день столетия» — 31 декабря 1899 года. Однако этот миф был развенчан после ее смерти. На самом деле Барбара Аполония Халупец появилась на свет 3 января 1897 года, в польском городе Липно. Тогда Липно, как и большая часть современной Польши, являлись частью Российской империи. Барбару в семье нежно называли Поли. Жили они довольно скромно, а после того, как семья лишилась отца, вовсе скатились в нищету. Историю отца тоже окружают мифы. Долгое время было принято считать, что его якобы сослали в Сибирь, однако есть куда более прозаичная версия, что он просто сбежал со своей любовницей. Так или иначе, уже в детстве Аполония поняла: рассчитывать не на кого. Тогда в ее голове созрел план: повторить успех своей соотечественницы, известной балерины и педагога Матильды Кшесинской. Именно с помощью сцены Пола хотела выбиться в люди. Сначала все складывалось удачно. Холупец поступила в Петербургское Балетное училище, где считалась подающей надежды ученицей. Но внезапно возникший туберкулёз заставил молодую танцовщицу отказаться от своих амбиций. Аполония отправилась обратно в Польшу, где поступила в Императорскую Академию драматического искусства. В 1913 году девушка дебютировала в качестве драматической актрисы в театре. До головокружительного успеха ей оставалось сделать всего несколько шагов.
Раба страстей, раба порока
В 1914 году Аполония шагнула в тогда еще новый мир кино — приняла приглашение сняться в фильме «Раба страстей, раба порока». Сейчас эту ленту назвали бы «фильмом совместного производства Германской и Российской империй». Правда, большинство создателей было поляками. Как бы то ни было, фамилия Холупец звучала одинаково непрезентабельно что по-русски, что по-немецки. Тогда Пола берет себе псевдоним, просто-напросто «позаимствовав» фамилию у итальянской поэтессы Ады Негри. Образ роковой красавицы принес актрисе небывалую популярность. В этот успешный период своей жизни новоиспеченная звезда познакомилась с режиссером Максом Рейнхардтом. Он пригласил ее работать в Берлин. Рейнхардт был экспериментатором, Пола с трудом понимала его взгляды и задумки, но благодаря Максу в ее жизни произошла очень важная встреча с тогда еще малоизвестным актером Эрнстом Любичем. Это знакомство изменило их обоих: из полного неудачника Любич превратился в успешного режиссера, а Негри стала его музой и звездой мирового уровня. Пожалуй, самая успешная совместная картина этого творческого тандема — «Мадам Дюбарри». В основе фильма лежала реальная история официальной фаворитки французского короля Людовика XV. Двух женщин — любовницу монарха и актрису — объединяло общее стремление выбиться в люди. Для этого и одна, и вторая использовали свою природную красоту и мужчин. Скорее всего, в погоне за лучшей жизнью Негри впервые решила выйти замуж. В 1919 году она пошла под венец с графом Евгением Домбским. Союз продлился всего два года и не принес Поле ничего, кроме титула.
Добро пожаловать в Голливуд
В 1923 году Негри и Любич поехали в Голливуд, их ждал контракт со студией Paramount. К приезду актрисы руководство киностудии «подготовилось», как следует: все газеты наперебой обсуждали конфликт Полы с Глорией Свенсон и роман звезды с Чарли Чаплином. Конечно, к реальной жизни эти «горячие» слухи не имели никакого отношения. Между Глорией и Полой сложились обычные рабочие отношения. С Чаплином актриса познакомилась еще в Берлине, до переезда в Штаты она даже не вспоминала о его существовании, как, собственно, и он о ней. Однако, мифическую «любовную связь» газетчики «мусолили» до тех пор, пока мисс Негри не нашла себе новый объект обожания.
Сердце красавицы покорил секс-символ эпохи немого кино Рудольфо Валентино. Они встретились на вечеринке другой уроженки России — актрисы Аллы Назимовой. Ее любвеобильный Руди в свою очередь бросил ради ее же подруги Наташи Рамбовой. К моменту знакомства с Полой Валентино и Рамбова были законными супругами. Надо ли говорить, что узы брака не стали помехой для романа между актерами. Пресса очень хотела поженить одного из самых красивых мужчин Голливуда и великолепную Негри. Однако, когда журналисты спросили Рудольфо о помолвке, он опроверг слухи. История любви закончилась внезапно: в августе 1926 года 31-летний актер умер после неудачно проведенной операции. Когда Валентино хоронили, Пола не сдерживала слез. Она даже упала в обморок во время прощания, сюжет об этом показали все американские телеканалы.
Актриса с акцентом
Конечно, проведя в Америке больше десяти лет, Негри не только крутила романы — актриса активно работала. Однако Голливуд только в начале был заинтригован появлением роковой красавицы. Она действительно привлекала к себе внимание не только мужчин, но и женщин: именно Негри ввела в моду алый лак для ногтей, головные уборы в виде тюрбанов и высокие ботинки в русском стиле. Но конкуренция в киноиндустрии была колоссальной — на пятки стареющей актрисе (хотя ей было всего около 30 лет!) то и дело наступали молоденькие дарования. Интерес к картинам Полы постепенно падал, даже громкие любовные скандалы вокруг ее имени не могли исправить ситуацию. Кстати, уже через год после смерти Рудольфо она вышла замуж за грузинского князя Сергея Мдивани. Конечно, можно было бы опять обвинить Негри в погоне за титулами, если бы не одно «но». Новый избранник оказался просто проходимцем. За глаза псевдокнязя и его братьев называли «Мдивани, которые женятся». Мужчины этого семейства славились тем, что очень удачно «окольцовывали» состоятельных женщин, а потом так же удачно разводились с ними, получив свои «дивиденды».
Окончательно ее карьеру «добил» звук. Недостатки, которые скрывал немой кинематограф, «вылезли наружу» в звуковых лентах. Теперь нужно было говорить в кадре, и если голос у Полы звучал хорошо, то вот от сильного акцента она так и не смогла избавиться. Что, разумеется, раздражало все более требовательного американского зрителя. Негри поняла, что карьера за океаном закончена. В начале 1930-х годов Аполония вернулась в Германию. Одна, без мужа-проходимца.
Негри и Гитлер
В Германии Пола Негри стала настоящим «яблоком раздора» между только что пришедшими к власти Гитлером и Геббельсом. Последний считал, что картины с ее участием — пустая трата денег. Ему даже удалось на какой-то период отстранить Полу от съемок. Предлог для него лежал на поверхности — Полу объявили еврейкой. Но фюрер лично прекратил начатое расследование. Ему приписывали даже роман с Негри. Однако доказательств, подтверждающих этот факт, нет. Более того, когда один из французских журналов открыто назвал актрису любовницей Гитлера, Аполония подала иск о клевете и выиграла дело. Несмотря на то, что фильмы с Негри выходили в Германии практически каждый год, в начале 40-х она решила снова вернуться в Америку.
На этот раз Голливуд не заметил приезда некогда популярной звезды. Ей предлагали роли совсем другого порядка, не те, к которым она привыкла. Однажды к актрисе обратился режиссёр Билли Уайлдер. Он очень хотел, чтобы Пола приняла участие в его картине «Бульвар Сансет». Негри должна была вжиться в образ стареющей, никому ненужной актрисы немого кино, которая с трудом переживает завершение своей яркой карьеры и сходит с ума. Аполония, храня остатки образа секс-символа, отказалась от сотрудничества, в итоге роль Нормы Десмонд досталась другой (как принято говорить «вышедшей в тираж») звезде Голливуда Глории Свенсон. Это был успех! «Бульвар Сансет» номинировали на премию «Оскар» сразу в девяти категориях, в том числе за лучшую женскую роль.
Тем временем Негри снялась всего в нескольких рядовых фильмах, которые остались незамеченными публикой. Последняя лента с участием актрисы называлась «Лунные пряхи» и вышла на экраны в 1964 году. К этому моменту звезда и секс-символ эпохи немого кино поселилась в поместье своей подруги — миллионерши Маргарет Уэст в Сан-Антонио. В ее жизни больше не было интересной работы и громких романов, на смену им пришли спокойные, размеренные будни. Привыкшую к успеху и всеобщему вниманию актрису это тяготило. Но, в отличие от героини «Бульвара Сансет», Пола Негри достойно переживала свое профессиональное затмение. Она дожила до девяноста лет и умерла 1 августа 1987 года.