12 апреля родился Александр Николаевич Островский — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, член-корреспондент Петербургской академии наук

«Коли ты честный — не водись с бесчестным, не трись подле сажи — сам замараешься»
© А. Н. Островский «Бедность не порок»

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя — Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере. В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

За годы творчества им было создано множество произведений, которые стали классикой драматургии и до сих пор не сходят со сцены — «Доходное место» (1856), «Гроза» (1859), «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875)… Особое место в творчестве Александра Николаевича занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского. Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства и душевной чистоты.

В последний период творчества им была написана целая серия пьес, посвящённых судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870–1880 годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие. Обладая незаурядным темпераментом, Островский деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный репертуар, за новую этику актёра. В 1865 году он создал в Москве артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870), писал в правительственные сферы многочисленные послания о необходимости реформ для русского театра. Как драматург Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению новой плеяды актёров.

Ваш комментарий