ДЕТИ — НАШИ ЗЕРКАЛА, НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ. То, как они ведут себя — это мы сами.

Знакомая обратилась ко мне за помощью с «проблемой плохого поведения ребенка». Сыну 3,5 года. Ребенок грубит, дерется, устраивает истерики, ставит ультиматумы и вообще «очень трудный». В детском саду ведет себя несколько лучше. По мнению мамы, «растет дебошир, манипулятор и монстр». В семье двое детей. Старший брат «совсем не такой и таким никогда не был». Правда, болеет много. Респираторные, уже до астмы дошло. Бережем его, лечим…

Познакомилась с младшим, поиграла. Очень подвижный, сообразительный и контактный ребенок. Попросила разрешения на молчаливое присутствие в семье в выходной день на пару часов. Ребенок постоянно чем-то занят, но при появлении в поле зрения мамы, папы и бабушки и брата, действительно, проявляет агрессию, вербальную и невербальную. Каких-то 2 часа в семье дали картину причинно-следственных связей.

За два часа ни один член семьи не был вежлив с ребенком. Я не услышала слов «пожалуйста», «спасибо»,»извини». Этого не было и в общении членов семьи между собой. Бабушка, столкнувшись с малышом, начала его ругать за это. Хотя, очевидно, что они оба были ответственны за происшедшее. Ребенок, естественно, защищаясь от этой несправедливости, начинает ругаться в ответ, потому что как еще постоять за себя, он не знает. Далее. Все старшие, включая брата, обращаются к ребенку в приказном ультимативном порядке, не учитывая его интересов и мнения. Ребенок увлекся игрой «Иди помой руки, отмой фломастеры, кому говорят» Малыш игнорирует приказ. Его берут за руку и насильно ведут в ванную. По дороге он упирается, кричит и кусается. Получает по попе и нелицеприятные эпитеты в свой адрес… Старший брат подходит к младшему во время рисования и берет у него фломастер без спроса. Младший начинает кричать и бить брата. Чем привлекает внимание всех членов семьи, которые окружают его и начинают хором стыдить. «Какой плохой мальчик, брату пожалел фломастер, он тебе тоже ничего не даст, сейчас пойдешь в угол, если не прекратишь орать…» Семья решила попить чай, младшего не приглашают!.. В мою сторону (при договоренности меня не замечать и ко мне не обращаться) звучит оправдательное «хоть спокойно 5 минут посидеть, чаю попить». Попили, папа занялся велосипедом, старший решил помочь. Младший бежит, ему тоже интересно. Получает в ответ: » марш в комнату, ты сейчас все мелкие детали потеряешь мне». Ребенок в ответ устраивает истерику, и снова получает привычный шлепок, угол и ярлыки «плохой»,»ничего не понимаешь»,»папу вывел»,»никто с тобой не будет общаться». Бабушке становится жалко внука, она его из угла выводит и ведет на кухню , дает конфету. Ребенок успокоился. Входит отец: «Ты почему не в углу Не слушаешься Гулять сегодня не пойдешь, мультфильмов не будет, ты наказан». Бабушка молчит… Ребенок снова плачет. За 2 часа ни одного ласкового или хотя бы вежливого слова. Ни одного искреннего, внимательного обращения к ребенку. Много автоматизмов, агрессии, ярлыков, негативных слов. Два часа испытаний для маленького человека. И для меня. А у него так проходит вся его жизнь…

О чем мы далее вели разговор с мамой и папой. Рабство, ребята, похоже, не отменено. У вас младший ребенок — не человек, и уж тем более не личность. С ним можно как угодно, как удобно, по настроению. Чтоб знал, чтоб не мешал, чтоб за ваши пороки, слабости и неудачи отвечал. И он отвечает… Малыш всего лишь реагирует на ваше поведение, отражает ситуацию в семье и каждого из вас лично. Он ваше зеркало. Загляните туда. Увидьте ваши недостатки, слабости и пороки. Он учится выживать в предложенных условиях. И пытается всеми силами не потерять свое человеческое достоинство. Он не сдается, и я уважаю его за это. Он дан вам такой, ваш младший сын,- упрямый, смелый и не сдающийся. Воин. Чтобы вы выросли, наконец, включая бабушку. Жаль, что поле битвы для вашего воина-семья, и в столь раннем возрасте. Это тот возраст, когда он мог бы спокойно развиваться, напитываться любовью и расти в доверии, уважении, этичных взаимоотношениях, безопасности. Но увы, это не так. Посмотрите на себя, свою семью честно и начните меняться. Другого пути нет. И, да, встав на этот путь, вы однажды скажете спасибо вашему младшему сыну.

Сказать что родители были в шоке — не сказать ничего. Они думали, что я им подскажу какие-то изощренные воспитательные меры в отношении сына, которые превратят его в удобного, послушного ребенка, не создающего проблем, со временем столь же автоматизированного члена семьи, как все. Как старший. И очень вероятно,такого же нездорового. А я им предлагаю заняться собой и начать воспитывать себя. Меняться. Страшное слово. И ужас в глазах.

Эта история закончилась хорошо. Через неделю родители позвонили, чтобы рассказать о своих успехах и неуспехах. Они выбрали путь изменений, нелегкий и интересный. Время от времени мы созваниваемся и по сей день. Тому малышу уже 7. Очень развит физически и интеллектуально. И это притом, что специально с ним никто не занимается. Он по-прежнему упрям. Он воин. С развитым чувством справедливости и собственного достоинства. И родителям это нравится. Его брату 12. Брат больше не болеет, занимается спортом. Родители подумывают о третьем. Хотят сына.

Автор Вера Шахова

Все мы хотим воспитать своих детей так, чтобы из них получились хорошие люди — успешные, уверенные в себе. Но часто в рутине жизни
мы забываем смотреть на самых себя и на то, как мы поступаем. Ведь дети не слушают наших слов — они смотрят на наши поступки.

Как часто родители винят своих повзрослевших детей за черствость и бездушие. Но ведь дети не сами по себе растут. Они, как в зеркале, отражают наши поступки и дела. И даже слова, сказанные случайно, сгоряча, могу повлиять на ребенка больше, чем долгие воспитательные беседы.

Жизни — Рассветное СМИ!
✔ ДЛЯ ОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ

Статья находится на сайте life-move.ru в рубрике «Счастливые дети».

✅ ВЫ ТОЛЬКО ЧТО «СЛОМАЛИ» СВОЕГО РЕБЕНКА! БРАВО!
(Обязательно к прочтению отцам, матери и так прочтут…) ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО НАШИМ ДЕТЯМ

Ваш комментарий