Мир красоты
Не секрет, что молодёжь уезжает из российской деревни в город в поисках более интересной жизни и оплачиваемой работы: есть деревни (в том числе и в Удмуртии), где не осталось ни одного жителя в возрасте 20-35 лет. А Владимир и Ольга Агафоновы, 15 лет прожившие в Ижевске и ставшие вполне благополучными горожанами «чуть за тридцать», приняли решение переехать в деревню и не в благоустроенный райцентр, а в маленькую деревушку, где на тот момент даже газа не было. С тех пор прошло пять лет: Агафоновы не только обустроились на новом месте, но открыли малый бизнес, который сегодня власти республики приводят как пример развития своего дела с нуля. Они производят сыродавленные (их ещё называют «живыми») масла 14 видов: от самых популярных подсолнечного и льняного до экзотических в наших краях кокосового и миндального. Бренд «Миядар» (Мия так называла себя их маленькая дочь, не выговаривая полное Мирослава) сегодня представлен по всей республике, в Перми и Набережных Челнах и вот-вот станет доступен всем жителям страны: Агафоновы со своей продукцией выходят на Ozon.
В их деревне Гереево Игринского района Агафоновых считают героями XXI века («а может, и инопланетянами», смеётся Владимир), потому что своими руками они построили в маленькой удмуртской деревне футуристический дом в виде полусферы. Возможно, это и есть деревенская молодёжь нового тысячелетия: они пользуются всеми новейшими технологиями, но своими руками собирают лекарственные травы и ферментируют иван-чай, используют маркетинговые технологии, а растительные масла давят по старинной традиции методом холодного отжима («чтобы в них сохранились все биологически активные вещества и витамины»).
Анна Вардугина:
Владимир, кто вы, кем вы себя считаете
Я человек, который хочет воссоздать и благоустроить деревню, чтобы она жила и процветала. Мне бы хотелось, чтобы в деревне оставалась своя молодёжь. И чтобы молодые люди из города переезжали в деревню.
Недавно я сформулировал для себя, что хочу обустроить жизнь не только для своей семьи, но и для своей малой родины. У меня уже есть мысли о том, как я буду это делать. Уже этой осенью хочу созвать в деревне собрание, чтобы предложить жителям деревни несколько шагов, которые могут изменить здесь жизнь: предложу им формы кооперации, которые позволят им заработать. Хотелось бы людей объединять, в этом перспектива развития.
Зачем мне всё это Я уверен, что каждый человек (особенно мужчина) должен думать не только о благополучии своего дома, но и о благополучии общества, в котором он живёт. В значительной степени для меня пример Александр Геннадьевич Корепанов, который возродил исчезнувшую деревню Мувыр в нашем Игринском районе.
А вы деревенский
Я родился в посёлке Игра, в типичной семье людей, которые работали на земле: мой дед всю жизнь был механизатором, отец водителем. После школы я поступил в Ижевскую сельхозакадемию, получил два высших образования: первая моя специальность сельхозпереработка, вторая экономика, и в целом прожил в Ижевске 15 лет. Скажу честно, поступал в сельхозакадемию не потому, что видел в аграрной специальности своё призвание, а потому, что мама посоветовала туда идти. Сейчас я пришёл к выводу, что в наше время не так важно, сколько у тебя образований. Важнее понять, в чём твоё призвание, чем ты можешь быть необходим другим людям. Когда ты поймешь, для чего ты в этом мире, всё будет удаваться.
Вообще, существует стереотип, что настоящая жизнь в городе, что тут всё бурлит, происходят все важные события, и, конечно, что здесь сосредоточены все деньги и возможности для самореализации. Я с этим совершенно не согласен и хочу своим примером доказать, что можно хорошо зарабатывать и строить своё дело, живя в деревне.
Сергей Рогозин:
Те 15 лет, что вы жили в Ижевске, вы чувствовали себя приезжим, деревенским парнем в городе или успели почувствовать себя горожанином
Я неплохо ассимилировался, в первые годы мне была интересна городская жизнь, хотелось сходить в театр, в ресторан. Но на этапе становления своей семьи я начал задумываться о другом: стали намного важнее чистый воздух и свежая вода, звёздное небо над головой, которого не бывает в городе, близость к земле и природе. Я хотел, чтобы у моего ребёнка всё это было. И уже последние несколько лет жизни в городе я задумывался о переезде в райцентр или в деревню. Игра моя родина, но это, по большому счёту, не деревня, а посёлок городского типа с 24 тысячами жителей, там уже не держат коров, петухи по утрам не поют, огороды там маленькие. Забегая вперёд, скажу, что даже 50 соток, которые у меня сейчас есть это маловато для своего хозяйства и развития своего дела, а в Игре и такого нет.
Когда было принято решение переехать в настоящую деревню, мы с женой начали искать место в Игринском районе, поближе к родным местам (Ольга тоже из Игринского района). Испытывали радость от возможности вернуться поближе к корням: большая часть сердца ведь остаётся там, где мы родились и провели детство. В результате выбрали деревню моей бабушки, маминой мамы, Гереево. Это маленькая деревня, почти сливающаяся с деревней покрупнее, Кабачигуртом. Места там красивые, экологически чистые. Правда, на тот момент в деревне не было газа, но нас это не остановило: решили, что будем топить печку. У нас уже был частично построен дом, когда в Гереево начали проводить газ. Повезло. Но камин в доме в дополнение к газу мы всё равно оставили: живой огонь в жилище создаёт особую тёплую атмосферу. Это такая замечательная возможность, которой лишены жители городских многоквартирных домов: сесть вечером с чашкой чая у камина, смотреть на языки пламени
Возвращаясь к инфраструктуре деревни, на момент переезда для меня было важнее, чтобы был интернет. Мир сегодня таков, что без интернет-связи уже никуда. Был готов проложить оптоволокно к дому. Но сегодня у нас стоит вышка, есть 4G.
Есть ли в городе что-то такое, чего вам в деревне не хватает Может быть, спортзал или кинотеатр
Нужно учитывать, что развитие деревни сегодня один из государственных приоритетов. Даже на примере нашей деревни я вижу, как мощно наращивается инфраструктура. У нас построили стадион, поставили уличные тренажёры: пожалуйста, занимайся. Театра и кинотеатра действительно не хватает, но сегодня мир стал мобильнее, и всё как будто ближе, чем десятилетия назад. Можно сесть у своего деревенского дома в машину и через полтора часа оказаться в городе, пойти в кино, на спектакль (и мы так и делаем).
Анна Вардугина:
Раз уж мы заговорили об обустройстве на новом месте Скажите, как возникла идея построить не крепкий дом-пятистенок, а футуристическую полусферу
Я просматривал самые разные архитектурные проекты, и в сердце ударил сюжет о том, что мы живём в мире сфер: над нами купол неба, утроба матери и яйцо это сферы, а шар самая совершенная геометрическая форма. Полгода я изучал материалы, как своими руками построить купольный дом. На пробу мы с отцом построили маленькую купольную теплицу. Повозились, конечно: обнаружилось, что при возведении этой формы нужно учитывать множество нюансов. Готовая теплица меня вдохновила: я понял, что сделал правильный выбор. Теплица и сейчас стоит, моей маме она очень нравится: там всё прекрасно растёт.
Натренировавшись на малой форме, взялись за дом: тоже строили его вдвоём с отцом. Мы любим наш дом: он светлый, даёт ощущение простора. Конечно, мы немного рисковали, что деревенские жители сочтут нас странными (кто-то, наверное, так и считает), но нам было важно воплощать наши мечты, не быть скованными стереотипами. И теперь у нас дом, в котором для нас светят звёзды (одно из окон мы сделали на сферическом потолке).
Многие горожане не рискуют перебираться на постоянное место жительства в деревню, потому что там менее доступна квалифицированная медицинская помощь, меньше возможностей дополнительного образования для ребёнка. Вы об этом думали, когда решались на переезд
К сожалению, медпомощь можно не получить вовремя и в городе. Но я считаю (и жена со мной согласна), что здоровье это в первую очередь ответственность самого человека. Нужно вести здоровый образ жизни (мы стараемся), и тогда не будет поводов лишний раз обращаться в медучреждения. Более того, мы выбрали бизнес, который связан со здоровым образом жизни: мы производим продукты для здорового питания.
Наша дочь в этом году пошла в первый класс. Мы готовились к этому событию: жена заранее получила высшее педагогическое образование, стала педагогом начальных классов, и сейчас дочь учится у неё.
Понимаю, не все готовы так выстраивать свою жизнь, но мы проанализировали, что для нас по-настоящему ценно, и сделали соответствующие шаги.
Жена полностью поддержала вас в решении перебраться в деревню
Первые полгода после рождения дочери мы в Ижевске постоянно ходили гулять в парк им. Кирова, в его лесную часть нам там было очень хорошо. Мы чувствовали себя там вдали от городской суеты и радовались этому. Каждый выходные старались ездить к родителям и их навестить, и сходить в баню (мы оба с женой большие любители настоящей бани). И во время очередной прогулки по парку Ольга предложила продать городскую квартиру и купить дом в деревне. Так что первоначально это была её идея.
Могу сказать, жизнь нашей семьи изменилась к лучшему. Когда я работал в городе, приходилось «пахать» в режиме 24/7, жена меня не видела ни утром, ни вечером (про день и говорить нечего). Сейчас мы постоянно бок о бок. Создавая семью, мы ведь ставим себе цель прожить счастливую жизнь: не просто пробежать сквозь неё, как белки в колесе, а прочувствовать важные моменты, наслаждаться по возможности каждым днём. И вот только сейчас у нас стало это получаться.
Сергей Рогозин:
Недавно смотрел премьеру спектакля «Чудики» по рассказам Шукшина: там все городские жители оказывались корыстолюбивыми, бездуховными эгоистами, а деревенские люди чистыми душой, искренними
Не могу согласиться с этим стереотипом. Я люблю деревню, но смотрю на неё без розовых очков. И понимаю, что без города наша цивилизация будет такой же неполной, как и без деревни. В городской культуре также много ценного. И, разумеется, я знаком со многими прекрасными людьми и в деревне, и в городе. И, к сожалению, везде есть люди, с которыми тебе не по пути.
Владимир Байметов:
Вы обзавелись настоящим деревенским хозяйством
Честно говоря, нет. Дочь очень любит животных, ей и коз нужно, и гусей, и голубей, она обо всех готова заботиться. Но мы пока не готовы к такой ответственности, для нас важно сохранять мобильность мы деревенские жители, но уже современные, готовые в любой момент поехать отдохнуть в город или отправиться в путешествие. А скотный двор привязывает к себе. У нас есть две кошки и собака, этого достаточно, когда мы уезжаем, они остаются с нашими родителями.
Что вас радует в жизни кроме семьи и природы
Нам с женой очень нравится путешествовать. Я начал ездить по миру, ещё учась в сельхозакадемии: чтобы увидеть другие страны, не обязательно выбирать дорогие маршруты. За прошедшие годы успел увидеть много стран, это очень расширяет кругозор, представления о жизни. Интернациональное общение тоже очень обогащает. Сейчас из-за пандемии путешествия стали большой сложностью, но когда всё это закончится, мы обязательно снова двинемся в путь. И будем ездить не только по миру, но и по Удмуртии, здесь ведь тоже есть необыкновенно красивые места. И во многих из них мы ещё не бывали.
Сергей Рогозин:
С будущим фермерским бизнесом вы определились уже на стадии переезда в деревню
Не поверите, но никакого бизнес-плана на тот момент у меня не было. Совершенно не представлял, чем буду заниматься. Первой задачей было построить дом, а об остальном думал: здоровый взрослый человек, как-нибудь заработаю на хлеб насущный. И действительно, первое время работал инженером в местном колхозе.
Как произошёл выбор бизнеса
В этом большая роль принадлежит моей супруге Ольге. Долгое время она покупала сыродавленные масла: мы их постоянно используем на кухне. В колхозе я познакомился с уникальным деревенским мастером-самородком, и он помог мне в 2019 году сделать ручной пресс для изготовления сыродавленного масла с дубовой бочкой. Мы начали вручную давить семена и орехи этим прессом и поняли, что такое настоящее свежее сыродавленное масло, как же это вкусно, ароматно, полезно. Для личного использования того, что я давил, было многовато, и я попробовал продавать масло на рынке в Игре, в простых бутылках, какие нашлись под рукой, без типографских этикеток. Мне самому было интересно, понравится ли людям это масло, захотят ли они его покупать. Продажи пошли очень хорошо! Льняное масло стало настоящим хитом. Оказалось, люди давно были готовы его покупать, но в продаже было, в основном, рафинированное без вкуса, без запаха.
Когда-то я был торговым представителем, хорошо знаю, как строятся планы продаж. Мне было несложно войти с нашей продукцией в торговые сети, и сегодня наше масло продаётся по всей республике, в Набережных Челнах в сети магазинов «Играмолоко» и в Перми. А как раз сейчас мы выходим на Ozon (первая партия масел уходит туда буквально через несколько дней), в дальнейшем планируем продавать нашу продукцию на Wildberries. Кроме того, я познакомился с фермерами-пчеловодами из Каракулинского района Сапаевыми, которые поставляют мёд в Швейцарию: возможно, у нас получится создать совместный продукт (это могут быть наборы натуральных продуктов из Удмуртии или что-то ещё).
Елена Бородина:
Если вы нацелились на федеральный рынок (а Ozon это продажи во все регионы страны) и даже на международный, производственные мощности должны быть соответствующие. Справитесь
Почему нет Сейчас у нас уже два промышленных гидравлических пресса: это уже автоматика и другие объёмы производства. Если мы начинали максимум с 5 литров масла в день, то сегодня без проблем делаем 50 литров. Недавно наняли сотрудницу, жительницу нашей деревни (до сих пор справлялись сами, у нас было семейное производство).
Если всё получится с «Озоном», масштабируем производство. Кроме того, я готов расширить линейку продукции. Сейчас у меня есть задумка привлечь жителей нашей деревни к сбору грибов и ягод, закупать у них сырьё. Понимаю, что со своим опытом могу обеспечить их рынками сбыта, так почему не помочь людям, рядом с которыми я живу У жителей деревень ведь есть большая проблема: они много чего могут вырастить или собрать, но не знают, как это реализовать. В результате многие даже не берутся за выращивание, их участки земли пустуют обидно! И я хочу создать с ними кооператив, чтобы дать им возможность всё это удачно продавать.
Сергей Рогозин:
Сырьё вы сами выращиваете
Пока это наш больной вопрос. Очень хочется выращивать самим, но для этого нужна техника. В этом году я хотел посеять техническую коноплю (это уникальная культура, которая не боится ни дождей, ни засухи) на конопляное масло, но понял, что без своей техники процесс будет очень сложным: для каждой операции придётся нанимать трактор и тракториста, казённая техника постоянно ломается
На сегодняшний день я сотрудничаю со многими колхозами из разных районов Удмуртии: покупаю у них техническую коноплю, горчицу. А все орехи, чёрный тмин, кокос приходится приобретать на местных базах, куда сырьё завозят из Волгоградской области, Алтайского края и из ближнего и дальнего зарубежья (в том числе импортируют из Сирии и Таиланда).
В этом году всё же планирую подготовить 6 га земли и весной посеять лён и коноплю. Мне важно получить натуральное, экологически чистое сырьё, не обработанное пестицидами и другой химией, в происхождении которого я уверен на 100 процентов.
————————————-
Подписывайтесь на Инстаграм instagram.com/elena.life.move
Вся правда об осознанной жизни там!