Мир красоты
Эту звонкоголосую малышку знали и любили слушать не только жители ее родного села Трушены (вошедшего сейчас в состав Кишинёва), но и всей округи. «Фата каре кынтэ» — Девочка Которая Поет — таким было ее прозвище. Не бывало концертов в Доме культуры, построенном ее отцом Петром Георгиевичем, ветераном Великой Отечественной войны, без выступлений Марийки. Стоя на стуле, она распевала молдавские народные песни.
Именно такой ее и увидел в 1958 г. в ходе фестиваля российской культуры в Молдавии великий композитор Дмитрий Шостакович…
Сама Мария Петровна считает эту встречу первым судьбоносным эпизодом в ее дальнейшей творческой судьбе.
— А потом с Шостаковичем встречались
— С ним самим нет, а вот с его сыном Максимом встретилась во время гастролей в Астрахани. Отмечали день рождения Эдиты Пьехи. Вошел Максим, очень похожий на своего отца, и воскликнул: «А я тебя знаю, мне папа про тебя много рассказывал…»
— Как же сложилась дальнейшая судьба маленькой певицы
— В музыкальной школе я училась по классу скрипки и фортепиано. Но петь, конечно, не переставала. В возрасте 15 лет во время репетиции мое пение услышал Александр Броневицкий, приехавший с ансамблем «Дружба» на гастроли в Кишинёв. Он пригласил меня на свой концерт. Я была поражена вниманием — меня посадили рядом с министром культуры республики. Концерт был потрясающим. Я хлопала так сильно, что у меня распухли ладони. А впереди был экзамен по игре на скрипке, педагог потом меня нещадно отругал.
После концерта А.Броневицкий спросил, не хотела ли бы я петь в ансамбле «Дружба», знаю ли я, кроме молдавских народных, эстрадные песни. Предложил прийти рано утром на пробу. Это значит, мне надо было отшагать километров 12 пешком — с одной окраины города на другую. Надела свой единственный нарядный белый плащ — это в неимоверную жару — и пошла. Ждала часа два, пока на репетицию не собрались все артисты, очень недовольные тем, что их так рано подняли. В ансамбль меня взяли. Но уезжала я из Кишинева без разрешения папы: несмотря на то что Броневицкий приезжал к нему дважды, он своего согласия не дал.
Единственным сторонником отъезда была моя учительница по фортепьяно Дора Вебер, которая сказала: «Мария, поезжай, впереди лето, гастроли, получится — не получится, в любом случае попробуй поступить в ленинградское музыкальное училище. А если нет — возвращайся. Тебя из нашей школы никто не выгоняет».
Так 28 июня 1965 г. меня оформили в Ленконцерте на работу в ансамбле «Дружба».
— Значит, стали эстрадной певицей, а то, что 7 лет учились игре на скрипке, это не жаль было терять
— Да, я была неплохой скрипачкой, часто играла на концертах, меня показывали по телевидению. И вдруг после каникул острая боль в плече. Плакала на занятиях, не понимая, что происходит. В 8-м классе я уже не могла держать скрипку. Только спустя 15 лет я узнала, что у меня, оказывается, была сломана ключица. Меня тогда обследовали в Институте кардиологии, сердце стало побаливать. И сделав снимок, врачи мне попутно рассказали об этом. Она к тому же и срослась неправильно. Так что скрипач из меня бы не получился. И приглашение Броневицкого было как раз кстати. Спасибо Господу Богу, он мне всегда покровительствует.
— И это был второй судьбоносный момент в вашей жизни, Мария Петровна
— Конечно. А следующий — поездка в 1967 г. на I Международный конкурс эстрадной песни в Сочи. Там я с песней А.Пахмутовой «Нежность» заняла первое место. К тому времени я уже училась в музыкальном училище при консерватории в Ленинграде. Из «Дружбы» пришлось уйти -совмещать учебу с многомесячными гастролями было невозможно. В училище я освоила сразу два разных вокальных голоса — классический и эстрадный. После Сочи меня заметили, пригласили петь в ленинградский Малый театр оперы и балета. Очень сложную оперу Прокофьева «Война и мир» и «Белоснежку и семь гномов» ставили специально для моего исполнения, дирижером был А.Провоторов. Ко мне прикрепили пианиста, мы с ним усиленно занимались.
А потом я перешла на работу в Ленинградский джаз-оркестр под управлением Иосифа Ванштейна. Тогда радиостанция «Голос Америки» вещала, что в СССР джаз в загоне, играет по подвалам, и ленинградское руководство решило «поднять оркестр на сцену», сделать его гастроли официальными.
Как видите, диапазон моей певческой деятельности в ленинградкий период был шире, и всё же в 1969 г. я вернулась в Молдавию.
— А что стало причиной
— Во время гастролей джаз-оркестра в Кишиневе меня услышал первый секретарь ЦК КП Молдавии И.Бодюл (мы с ним до сих пор дружим, я была недавно на его 90-летии). Он дал указание: «Эту певицу вернуть домой!» На родине ведущей эстрадной певицей я проработала 9 лет. Создала свой коллектив — «Вокально-инструментальный ансамбль под управлением М.Кодряну», с которым объездила весь мир.
Самым ярким эпизодом того времени стало, пожалуй, мое выступление на Х Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте в 1972 г. Для советских телезрителей он был единственным «окном в Европу», ведь трансляций Евровидения тогда не показывали. В Сопот я попала неожиданно и случайно, должен был ехать Лев Лещенко, весь город был увешан его афишами. Но вдруг руководство решило всё переиграть. И выбор пал на меня. А я в это время отдыхала в Ялте. Лежу себе на пляже и вдруг слышу объявление по радио: «Певицу из Молдавии Марию Кодряну просят срочно зайти в радиорубку». А там мне по телефону приказали возвращаться в Кишинев, чтобы готовиться к фестивалю. Я буквально остолбенела — остались считанные дни.
Мне предстояло вместо Л.Лещенко спеть великолепную песню «Баллада о красках» — музыка О.Фельцмана, стихи Р.Рождественского. Нужно было срочно выучить текст по-польски, оркестровка была сделана на Лёву. Он — баритон, а я — сопрано. Была еще целая куча несостыковок. Предложила заместителю министра культуры заменить эту песню на какую-нибудь из моего репертуара. В ответ услышала: «Деточка, я тебе не советую возражать, а то вообще петь не будешь».
Поехала на дачу к О.Фельцману, он помогал мне освоить мелодию. Я предложила переделать финал — вместо пиано сделали фортиссимо: мать, увидевшая сына, кричит: «Видно, много белой краски у войны!» — из нее вырывается эта боль. Композитор одобрил мое предложение, но репетиции проходили с польским пианистом, а на самом конкурсе -снова Фельцман… Я вышла на сцену в таком нервном пике, что, по-моему, весь зал, слушая песню, дрожал вместе со мной. А потом раздались крики: «Браво! Ура!»
Я стала лауреатом специальной номинации за лучшее исполнение общественно-политической песни.
— Действительно, запоминающийся эпизод. И все-таки потом вы снова вернулись в Москву. Почему
— Мой муж — Александр Бирюков, великолепный саксофонист, музыкант, оранжировщик — коренной москвич, он всерьез затосковал по своей родине. Пришлось вернуться. И живем здесь уже 30 лет. Гастролирую, выступаю. После конкурса «Братиславская лира», где собираются лучшие композиторы и певцы со всего мира, я кардинально изменила свой стиль и манеру пения. Увидев выступление англичанки Брэнды Арно, я поняла, ради чего живут певцы: она пела так, как будто выходила на сцену в первый и последний раз, отдавала всё без остатка. Я была потрясена, и до сих пор пою в таком же ключе…
— Мария Петровна, мы с вами встретились на вашей подмосковной даче в Софрино. Ваш супруг трудится на участке с энтузиазмом. А вас дача увлекает
— Дача — это место, где мы все встречаемся. Приезжает семья нашей дочери Ольги, любимая внучка Даша. Сын Александр — музыкальный руководитель группы альтернативного рока «Тотем», скоро они едут на международный фестиваль рока в Твери.
Конечно, для всех нас дача — это не просто участок земли, на которой нужно работать… Хотя после случившегося два года назад пожара снова посадили и яблони, и сливы, и груши. Восстанавливаем сгоревший дом. В общем, не ленимся.
— Ну а другие увлечения, вне садоводства, есть
— Очень люблю ловить рыбу. Ездим с мужем на рыбалку, но он обычно засыпает с удочкой, а я кое-что вылавливаю. С огромным удовольствием занимаюсь вязанием, в основном для внучки Даши. Ей сейчас 7 лет, она учится музыке, прекрасно танцует. Я с интересом учу ее пению, развиваю ее голос.
— Надеетесь, что она повторит успех своей бабушки
— Кто знает…
— А для этого нужно иметь здоровье. Часто ли вам приходится обращаться за помощью к медикам
— К сожалению, я не могу похвастать здоровьем. В детстве был порок сердца. Поэтому, когда нас, по распоряжению министра культуры СССР П.Демичева, переводили на работу из Кишинева в Москву, я поставила условие, чтобы нас прикрепили к хорошей больнице. И по сей день я пациент поликлиники Центральной республиканской клинической больницы. А поскольку у меня обнаружили диабет, я состою на учете и в поликлинике 92. И там и там меня прекрасно лечат.
Какие же замечательные люди работают в медучреждениях! Я особенно хорошо узнала их, когда ездила выступать перед строителями БАМа. Мы мчались в стужу на открытой дрезине к первопроходцам, к строителям туннелей. А поскольку у меня тогда очень сильно поднялось давление, было плохо с сердцем, со мной ездила и бригада скорой помощи. Врачи сделают укол — иду выступать. Пою, чувствую, что теряю сознание, скрываюсь за кулисами -снова укол. Вот в каких условиях приходилось работать, а отказываться от поездки на БАМ, ссылаясь на состояние здоровья, было неловко.
Спасибо российским врачам!
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».
20 июня 2008г.
Певица Мария Кодряну
Заслуженная артистка Молдавии и России,
Лауреат Международных конкурсов,
Лауреат Национальной Российской премии «Лидер».
Награждена Орденом Екатерины Великой.
Её имя в книге «Знаменитые люди Москвы».
В 2005 году в серии «Золотая коллекция ,,Ретро был выпущен компакт — диск с песнями в исполнении Марии Кодряну (1974 — 1978 г.г.), куда вошли и шлягеры певицы: «Я — Любовь» (В. Соснов — М. Рябинин), «Первое танго» (С. Мелик — О. Гаджикасимов), «День на двоих» (В. Соснов — М. Рябинин).
Также в этом же году свет увидел компакт — диск Марии Кодряну в серии «Имена на все времена», в который вошли песни не только прошлых лет, но и песни записанные совсем недавно. Последние годы певица активно участвует в программах, посвященных памяти Анны Герман, Евгения Мартынова, Владимира Мигули, в программе «Мелодии дружбы».
20 ноября 2009 года в здании мэрии г. Москвы в Зале награждений Марии Кодряну была вручена медаль «Звезда Чернобыля» за участие в концертном обслуживании ликвидаторов аварии на ЧАЭС в закрытой 30-ти километровой зоне.
В её голосе всё: и тепло солнечного света, и аромат виноградников, и радушие, и гостеприимство молдавской земли. Песни в исполнении талантливой певицы греют нам душу, дарят минуты радости и счастья, а это значит, что они и имя Марии Кодряну востребованы и на все времена!!!