Мир красоты
Ника Марш
Царские затворницы, так их называли. Сёстры и дочери государей в XVI-XVII веках не имели права голоса и возможности устроить свою жизнь. Замуж их не звали, и выдавать не торопились. Препятствий было два: вероисповедание и знатность. Поменять религиозные взгляды считалось немыслимым, а породниться с любым боярским домом — боязно. Вдруг начнут претендовать на престол! Так чем же занимались царевны бесконечно долгое время
Фото: Игра в жмурки» К.Маковский
В семнадцатом веке существовала серьёзная взаимосвязь между происхождением девушки и её свободой. Чем выше по рангу, тем меньше прав на собственное мнение. Жизнь в тереме иногда была строже, чем в монастыре: со всеми постами и множеством ограничений. На женскую половину могли входить только матери, нянюшки, женская прислуга или духовники. В редчайшем случае дозволялись медики. Берегли царевен от посторонних глаз. В теремах.
Барон Герберштейн, побывавший на Руси в шестнадцатом веке, записал впечатления: «Московиты не верят в честь женщины, если она не живёт взаперти». Вспомним и русские народные сказки: красавицы непременно сидят в высоком тереме, и чтобы добиться их благосклонности, нужно совершить подвиг, не меньше. Сказки, конечно, народная выдумка. Но в них всегда отражаются приметы времени. Вот настоящая поговорка семнадцатого века: «В клетках птицы — в теремах девицы».
Фото: иллюстрация И.Билибина
«Девица красива и скромна», — говорили о царевне Ирине, которую Михаил Романов мечтал выдать за датского принца. Для молодой особы того времени — лучший комплимент. Причем «скромна» — едва ли не важнее красоты. Датчане этой скупой характеристикой не впечатлились, и «одобрям-с» высказать не спешили. Это была целая операция! Долгие переговоры, затем приезд графа Вольдемара в 1644 году на смотрины, почти год потратили на утрясание всевозможных спорных моментов ипшик.
Камнем преткновения стал решительный отказ сына датского короля принимать православие. Он пытался уехать на родину, но был задержан и посажен под замок. Освободили его в 1645-м, после смерти царя Михаила, и отпустили восвояси. Багрянородная царевна замуж так и не вышла.
Фото: царевна Марфа Алексеевна, портрет XIX века
Как не выходили замуж и царевна Татьяна, родная сестра Ирины. И племянницы двух царевен Евдокия, Марфа, Софья, Екатерина Их уделом были хозяйственные дела и рукоделие. Круг общения составляли родные или жёны царских друзей. Приезд гостей был настоящим событием! Только тогда можно было чуть встряхнуться, послушать «новости», обсудить что-то другое, кроме повседневных бытовых занятий.
Впрочем, слушали, и очень внимательно, всевозможных стариц и сказительниц. Этим дамам позволялся доступ на женскую половину теремов. Чем больше у сказительниц было в запасе разнообразных любопытных преданий, тем дольше они могли рассчитывать на хлеб и кров. Чего только не передавали такие странницы!
Фото: гравюра XIX века
Важнее было правильно держаться, посещать храмы, прясть или вышивать. Известной мастерицей была первая (и, возможно, самая любимая) жена Ивана Грозного — Анастасия. А вот Мария Темрюковна, другая супруга царя, холсты и нитки из своих покоев повелела выбросить. Она предпочитала охотиться, и даже заказывала чучела из своих трофеев.
Но большинство цариц и царевен рукоделью уделяли значительную часть своего времени. Под звуки веретена пели песни, иногда по вечерам устраивали игры, вроде «жмурок». При царе Алексее Михайловиче сушествовал придворный театр, и его представления приглашали посмотреть и царевен. Правда, для этого приходилось прятаться: знатные девушки наблюдали за спектаклем из окошек в Потешном дворце. Даже государева жена не всегда могла показаться на публике. Когда царица Наталья Кирилловна в 1675 году поехала в открытом возке, так что её могла разглядеть вся Москва, царь сделал ей выговор.
Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена Алексея Михайловича, вообще была любительницей поиграть на публику. Она придумала, например, личное сопровождение для своего выезда экипаж окружаликавалерист-девицы в желтых сапогах и ярких кафтанах. Всего в свите Натальи Кирилловны было 44 боярыни, больше, чем у любой другой женщины до неё. Например, подле инокини Марфы, матери царя Михаила Романова, находилось не больше десятка прислужниц.
Фото: Лилли Палмер сыграла Наталью Кирилловну в «Петре Великом»
Чуть веселее становилось в праздники. На Масленицу во дворе того же Потешного дома строили ледяную горку. Катались на ней все, включая царских дочек. На Троицу там же водили хороводы, устраивали качели
Еще одно развлечение украшение самих себя и собственных покоев. На наряды и меха тратили немало, украшения тоже очень любили. Пустяшный выезд для раздачи милостыни был поводом привести себя в «полную боевую готовность». «Румянятся и белятся, — писал о москвичках Адам Олеарий, — чернят также брови и ресницы». А шведский дипломат Петрей добавляет: «Безобразят себяброви делают черными причем так грубо, что это всякий заметит». Но тут же дипломат оговаривается девушкам так редко приходится покидать стены дома, что они стараются слишком усердно.
Фото: потир принадлежал царевне Екатерине Алексеевне
А в теремах постоянно что-то обновляли. Только в 1688 году царевна Татьяна заказала для себя три новые иконы, а её племянница Екатерина целых одиннадцать. Стены и потолки внутренних палат было принято раскрашивать. Царевна Софья, например, в 1683 году приказала сделать для себя роспись со звездным небом и планетами ей понравилась такая роспись у отца, и она решила повторить её в своих покоях. Это было необычно, ведь чаще всего использовали узоры с цветами или на библейские сюжеты.
Кстати, только с царевны Софьи, правительницы, сестры Петра Первого, жизнь в теремах стала меняться. Софья смогла немыслимое завести фаворита, взять в руки управление государством. Правда, получилось это у неё не слишком надолго. А вскоре пришел век восемнадцатый, и прежний уклад совершенно переменился. Но об этом как-нибудь в другой раз.