Мир красоты
Прежде чем рассматривать понятие психодиагностики, нужно разобраться, что же такое вообще диагностика. Диагностика – это определенный прием, деятельность, направленная на выявление существенных показателей. Также можно сказать, что диагностика – это распознавание определенного состояния объекта, а также соотнесение его к какой-либо категории.
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. В настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностику можно рассматривать с двух точек зрения:
— психодиагностика как наука,
— психодиагностика как практическая деятельность.
В первом случае психодиагностика использует принцип возможной оценки, во втором – использует систему методов и процедур для выявления и оценки определенных психических особенностей личности.
Несмотря на то, что психодиагностика существует достаточно давно, предмет ее определяется неоднозначно. Среди некоторого количества определений предмета психодиагностики, накопившихся за более чем столетнюю историю ее развития, есть два очень точных и емких:
1) по первому из них, более обобщенному, психодиагностика считается наукой и практикой постановки психологического заключения;
2) по второму, более дифференцированному, психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических качеств личности (Л.Ф. Бурлачук, 2006). В данном случае предметом психологической диагностики является:
— конструирование и апробация методик,
— разработка требований, которым они должны удовлетворять,
— выработка правил поведения обследования,
— выработка способов обработки и интерпретации результатов,
— обсуждение возможностей тех или иных методик.
Психодиагностику разделяют на:
1. Общую,
2. Прикладную.
1. В рамках общей психодиагностики:
— изучаются закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений,
— обосновываются главные конструкты или концепты, которые считаются образующими структуру личности,
— разрабатываются правила конструирования и совершенствования тестов,
— конструируются психодиагностические процедуры для наиболее фундаментальных направлений психологии — общей, дифференциальной, возрастной, социальной.
Универсальные и надежные тесты используются для фундаментальных научных междисциплинарных исследований — в психосоматической медицине, психогенетике, психофизиологии, экономике, антропологии и т.д.. Дифференциальная психометрия (психометрика) — технико-методическая часть общей психодиагностики, которая средствами математической статистики, математического моделирования пытается сделать тесты как можно более точными и надежными инструментами выявления и измерения индивидуально-психологических качеств человека.
2. В отличие от универсальных методов общей психодиагностики, в прикладной психодиагностике на первый план выходит не логика психологической теории (концепция свойств, которые диагностируются) и не технологическая логика построения самого психодиагностического метода определенного типа, а логика практической сферы деятельности психолога, где эти методы будут наиболее использоваться.
Отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.
Источники:
1)