Мир красоты
Почему, например, когда отношения для человека становятся совсем зависимо-невыносимыми, он вместо того, чтобы увеличивать независимость и автономность, делает все ровно наоборот.
Он саботирует свою работу, теряет самостоятельный заработок, проваливает успешные проекты, усиленно болеет. Вдруг все остатки его самостоятельной адаптации к жизни летят в тартарары и буквально с каждым днём он оказывается в ещё большей зависимости. Вроде бы совершенно случайно так получается. Но вот никак самому не справиться с жизнью. Совершенно безвыходная ситуация. Теперь объективно никуда не деться и остаётся только терпеть…
Вопрос, конечно, совсем наивный. Потому что совершенно понятен и бессознательный, и даже в чём-то сознательный мотив. Разыгрывается этот классический внутренний конфликт вокруг потребности остаться зависимым.
В нем почетная роль достаётся мучителю, от которого сохраняется эта зависимость. И амбивалентность отношения к нему. С одной стороны, он необходим, как защитник от вызовов собственной свободы. А с другой стороны, ему надо мстить за собственную несвободу и зависимость, которой невозможно управлять. К нему внутри столько агрессии, что ее даже чувствовать небезопасно…
Поэтому иногда ничего не остаётся, как обращать её на себя и против своей жизни. Садизм к тому, от кого зависишь, сдерживается «смирительной рубашкой», надетой на собственную витальность вплоть до депрессии, психосоматики и несчастных случаев. Ну и конечно, все это с отсылкой к первичным фигурам, зависимость от которых сопряжена с травматическими переживаниями…
(По мотивам книги Жан-Мишель Кинодо «Приручение одиночества: сепарационная тревога в психоанализе»).
Юлия Пирумова